Китайцы продаются чаще

Китайские автомобили продаются в большем числе дилерских центров, чем российские. Эксперты сомневаются, что экспансия китайцев оправдается продажами
Tomohiro Ohsumi/ Bloomberg

Рынок едет назад. 1,99

млн машин продано в январе - октябре 2014 г., рынок, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, сократился на 12,7%

В России сейчас работает 4075 дилерских центров, торгующих новыми легковыми автомобилями, сообщил «Автостат». За год прибавилось 125 дилерских центров (рост на 3,1%): закрылось 64 центра (без учета ушедших с рынка ЗАЗа и ТагАЗа) и появилось 189 новых (в расчет принимались дилерские контракты или «номера»).

За год выросло число дилерских центров премиальных брендов (на 27) и примерно на столько же снизилось количество дилерских центров массовых иностранных брендов (20). Самая широкая сеть дилеров сейчас у Mercedes-Benz - 64 (за год открылось четыре), у Audi - 59 (3), у BMW - 58 (закрылось три) и у Land Rover - 51 (открылся один). Больше всех в премиум-сегменте открыл дилерских центров за год Jaguar - восемь (всего 46).

За последние пять лет число дилерских центров премиальных марок выросло почти в 1,5 раза - с 319 до 464, а продажи стали в 2 раза выше, чем в докризисном 2008 году. Если в целом российский рынок сократился на 12,7% (за 10 месяцев, данные АЕБ, см. врез), то в премиум-сегменте продано примерно столько же, сколько в прошлом году, - около 180 000 машин.

За год открылся 161 новый дилерский центр китайских брендов, а число дилерских центров российских брендов снизилось на 44, и теперь дилерских центров китайских марок (668) больше, чем дилерских центров отечественных марок (667). Лидеры тут Lifan - 153 (рост на 27) и Chery - 105 (рост на три). Начали осваивать российский рынок Changan, открывшая за год 45 центров, JAC (25), DongFeng (19) и Brilliance (18). Активнее всех расширялись Lifan и Haima - по 25 новых дилеров.

Самая большая дилерская сеть по-прежнему у Lada (382), но за год марка потеряла 54 дилеров. У GM-Avtovaz 159 центров (рост на 11), у UAZ - 126 (закрылся один). Среди иномарок лидируют Renault (167), Kia (161, меньше на шесть) и Chevrolet (160, больше на пять). С рынка ушли ZAZ, ликвидировавший 86 центров, и TagAZ-Vortex-BYD - 158.

Наибольший прирост показали дилерские сети Renault (на 13) и Volkswagen (на 14), расширялись Chrysler/Jeep, Mitsubishi, Toyota и Chevrolet. Начала формироваться дилерская сеть Datsun. Центры Fiat и Daewoo, наоборот, продолжали быстро сокращаться.

У Lifan действительно 153 дилерских центра, такое количество оправданно: за счет дифференцированной, развитой сети компания лучше переносит нестабильные периоды, объясняет представитель Lifan. Продажи компании в этом году он называет адекватными ситуации на рынке. По данным АЕБ, в январе - октябре Lifan продала 17 909 машин (падение на 18%).

Представитель Chery Евгения Никитина-Кацарская говорит, что в следующем году компания планирует и дальше развивать дилерскую сеть, так как довольна продажами на российском рынке. Новая линейка автомобилей Chery Ambition Line меняет отношение потребителей к марке, это автомобили иного качества и дизайна, сейчас на них даже есть очередь, утверждает она.

Основной процесс формирования дилерских сетей иномарок уже завершен, говорят в «Автостате». В последние годы идет ротация дилеров в пределах 5-10%.

Такая расстановка вполне естественна: спрос на автомобили перераспределяется либо в сторону премиальных автомобилей, либо самых дешевых, указывает гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Цены на некоторые модели «АвтоВАЗа» сместились в средний сегмент и китайская продукция остается самой дешевой на рынке, но особого успеха она вряд ли достигнет, продолжает он, совокупные продажи китайских марок составят 50 000-60 000 штук.

Такое количество дилерских центров не совсем оправданно, бизнес-модель китайских брендов предполагает большое количество продаж при их низкой рентабельности, соглашается с Дацкивом старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. Возможно, речь идет не о полноценных дилерских центрах, а о точках продаж, так как многие китайские марки не выработали единого стандарта для продавцов, продолжает Литвиненко. Также такое количество точек продаж китайских марок может быть связано с несогласованностью действий самих производителей - у каждого из них амбициозные планы на Россию, резюмирует эксперт.