Производители: Гармоничная программа


Сегодня мое первое публичное выступление в новой роли, и я сначала коротко объясню, почему же коренной москвич уехал в Тольятти. Когда возникло предложение [перейти на] «АвтоВАЗ», был, не скрою, некий скепсис. Коренным образом мое впечатление поменялось, когда по приглашению президента компании Бу Андерссона я посетил Тольятти, посмотрел завод. Все мы живем некими представлениями и даже предубеждениями; после того как я приехал в Тольятти и прошел по заводу, по дизайн-центру, пообщался с людьми, мои представления о бренде Lada, о потенциале «АвтоВАЗа» стали радикально другими.

ОАО «АвтоВАЗ»

Производит автомобили Lada, занимается контрактной сборкой автомобилей Nissan (Almera, Datsun) и Renault (Logan, Sandero). Основной акционер (данные компании на 30 июня 2014 г.) - Alliance Rostec Auto B.V. (74,51% уставного капитала, из которых 50% - у Renault, 32,87% - у «Ростеха», 17,13% - у Nissan). Капитализация - 20,8 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2014 г.): выручка - 90,4 млрд руб., чистый убыток - 4,9 млрд руб. Продажи (январь - октябрь 2014 г.) - 362 644 автомобиля Lada, в том числе 41 054 - на экспорт.

Огромный потенциал

Что я увидел? Прежде всего, это гигантская площадка с огромным потенциалом, которому еще предстоит раскрыться. Я увидел огромнейшую динамику перемен, которую создал новый президент компании: это генератор энергетики, опыта, знаний, как сделать существующее предприятие процветающим, конкурентоспособным. Этот человек знает, что делает, за ним можно идти, и это важно: когда вы уходите из очень комфортной ситуации в новую команду, лидер имеет огромное значение. Производственные мощности оказались достаточно эффективные, отдельные линии уже полностью соответствуют стандартам, которые имеют и другие европейские и азиатские производители.

Но что больше всего поражает, это загруженность дизайн-центра, который г-н Андерссон создал. Я видел много дизайн-центров, но такое количество прототипов, которое сейчас создает бренд Lada, - можно позавидовать. То есть на самом деле там золотой век для дизайнеров: рождаются новые линейки, новые модели - и только некоторые из них вы уже видели. [Надо] привнести еще технологии сбыта и маркетинга, и нам за этот бренд должно стать гордо. Для меня еще было открытием, что наши машины покупают за рубежом и они пользуются спросом, бестселлером является «Нива». То есть мы чувствуем, что экспортный потенциал, во-первых, уже существует, во-вторых, сделает скачок с выходом новой «Весты». И что еще меня подкупило - когда начинаешь общаться с сотрудниками, там огромное количество патриотов, влюбленных в свой бренд, в свою работу, огромная лояльность и желание наконец-то сказку сделать былью. И совокупность этих факторов дает надежду, что действительно сделаем.

Сейчас на «АвтоВАЗе» осуществляются огромные инвестиции в людей, в технологии, в преобразования, но делать их на фоне драматически падающего рынка достаточно тяжело. В этой ситуации хотелось бы поблагодарить - думаю, что не только от «АвтоВАЗа», но и от большинства производителей - за ту поддержку, которая оказана правительством автомобильной отрасли в данный момент. Наверное, все понимают, что для правительства этот год особенно был стрессовым, т. е. мы можем предположить занятость этих людей и тем не менее [они смогли] выделить значительные ресурсы финансовые и человеческие для автомобильной промышленности.

Эффективность утилизации

Данную программу утилизации я для себя называю наиболее гармоничной. Почему?

Поддержка дала всплеск продаж - это загруженность мощностей, это рабочие места, это налоги. Но эта программа имеет и социальное значение. Например, процент продаж в бедных регионах, где население не обладает достаточными ресурсами, чтобы купить дорогие престижные автомобили. И получается, что там наиболее старые парки. Так вот процент продаж по программе утилизации по бренду Lada в отдельных регионах доходит до 80%. То есть люди, у них во дворе стоит «памятник», и они с ним ничего не делают, понимают, что просто металлолом. И вдруг у них появляется исторический шанс в жизни - представляете, прибегает внук и говорит: «Дед, у тебя там стоит памятник, а на самом деле он 50 000 стоит. Давай еще папа с мамой деньги добавят - и мы машину купим». Просто для вашего понимания: например, у нас в Псковской области до 90% машин продается по программе утилизации, 72% - Тамбовская область, 76% - Костромская.

Почему еще эта программа гармоничная? Она создает эмоциональный фон в обществе, когда в основном эти машины принадлежат старшему поколению и оно понимает, что государство помнит о них. То есть явно это создает социально-позитивный фон, который крайне важен особенно в бедных регионах, где, наверное, кризисные явления развиваются намного быстрее, чем, например, в Москве. Этот фактор тоже нельзя недооценивать.

Главное, что эта программа дает явный позитив в отношении экологии. Если мы примерно 40 000 автомобилей за два месяца примем по программе утилизации, то явно, что мы очищаем нашу страну. А вообще, мы будем процветать, если мы к своей стране будем относиться, как к себе дома: у меня дома должно быть чисто и красиво. Поэтому этот фактор, мне кажется, должен быть одним из основных при обосновании, почему мы эту программу не должны прерывать. А не только потому, что нужно поддерживать автопром, или потому, что у нас нужно больше собрать налогов.

Почему это еще гармоничная утилизация? Потому что был первый импульс для развития промышленности утилизации. И здесь поддержать процесс было бы крайне важно, потому что эта промышленность тоже бы создала занятость, налоги и очистила страну. Кроме того, программа, если будет продолжаться, даст стабильность развития перерабатывающей промышленности, имеется в виду переработки металла.

А вообще, для бизнеса наиболее важный фактор - это, прежде всего, стабильность и прогнозируемость, тогда мы сможем прогнозировать загрузку мощностей и складов. Это даст реально большую эффективность. Может быть, это будет не 50 000 руб. за утилизацию, а, скажем, только 40 000, но продолжительно. То есть между факторами импульсно или стабильно для бизнеса комфортнее стабильно.

Потому что мы эту программу со своей стороны остановить уже не можем. Мне пришла уже пачка писем о том, что бабушка с дедушкой (и это не шутки, а действительно так) уже сняли свою машину с регистрации и уже готовятся ее сдать, а мы, к сожалению, пока не понимаем, продолжаем мы программу или нет. А дилеру достаточно сложно отказать [покупателю] - это воспринимается очень негативно по отношению к бренду и вообще как какое-то мошенничество, потому что только день назад Василий Иванович купил машину у вас по утилизации, а мне сегодня [отказали]. То есть пойдет волна. Поэтому мы, безусловно, рассчитываем на продолжение этой программы и поддержку.

Реплика

Александр Морозов: Мы тоже предлагали аргументы для наших оппонентов в правительстве, почему нельзя прерывать программу утилизации. [Экологический] аргумент принимается, но мы нашли еще один. Мы полтора месяца запускали корпоративные продажи. Если мы сейчас остановим, нам, чтобы опять корпоративные продажи запустить, еще полтора месяца понадобится, потому что корпоративные продажи - это целый комплекс принятия решений.