Эксперты: «Мы не такие, как в 2008 г.»


Полгода назад у меня в кабинете на доске появилась надпись «Антикризис». Для собственников бизнеса это означает контроль расходов. Но это не значит, что надо сжать все свои расходы. Попробую объяснить.

ООО «НДВ»

Единственный владелец - Александр Хрусталев. Компания занимается риэлторской деятельностью и девелопментом. Сеть офисов насчитывает 15 основных и 11 дополнительных отделений в Москве и Подмосковье.

Какой у нас был рынок? Мы берем истинную цену какого-то объекта, например 90 000 руб. $1 стоил 30 руб., значит, 1 кв. м - $3000. Цена в рублях осталась прежней, соответственно, сейчас в долларах она составляет $2000. При этом все застройщики, которые сегодня продают квадратные метры, покупали площадки по $10 000-15 000 за сотку. Получается, что мы сегодня продаем объекты по инвестиционной себестоимости. Какой вывод? Рынку двигаться вниз нельзя. Не надо пытаться устраивать ралли. Если же кто-то пойдет на это и начнет давать скидки в 10-20% от существующих цен, скорее всего он будет продавать себе в убыток. По разным причинам для этого закрывая определенные дырки, выполняя обязательства перед банками и т. д.

Мы сегодня на другой волне, идет переосмысление бизнесов. Те бизнесы, которые были ручными, стали более технологичными. Мы видим: если банки раньше снимали коммерческие помещения по 200-500 кв. м, сейчас берут маленькие. Идет автоматизация бизнеса. Гигантомания пропадает. Компании «Эльдорадо», «Мир», те, кто продает бытовую технику, - обратите внимание - снимают помещения не по 5000, а по 1500 кв. м.

Мне кажется, строительные компании тоже начнут сокращения - в первую очередь совмещенных служб, не занимающихся строительством. Стране нужны токари, фрезеровщики, те, кто занимается рабочими специальностями, а у нас все сплошь юристы, экономисты, финансисты. Думаю, нынешний кризис станет очень хорошей прививкой для нашей страны. Я бы даже не называл его кризисом, скорее это лихорадка - и больше ничего. Откровенно говоря, кто бы там что ни моделировал и делал мрачные прогнозы, рынок будет жить, у нас хороший внутренний спрос. Мы сегодня немного не те, что были в 2008 г.