Трех самолетов достаточно

Минтранс готов смягчить требования к авиакомпаниям, касающиеся числа самолетов в парке. Это немного поддержит перевозчиков в кризис

Минтранс облегчил требования к регистрации новых авиакомпаний. Ведомство опубликовало проект приказа, по которому для получения авиаперевозчиком свидетельства эксплуатанта достаточно трех самолетов не старше трех лет с количеством пассажирских мест 55 и более в одноклассной компоновке. Сейчас требуется не менее восьми самолетов вместимостью от 55 мест или трех с количеством пассажирских мест до 55 или для выполнения чартерных рейсов не менее трех с количеством пассажирских мест более 20. Когда приказ может вступить в силу - не ясно. Представитель Минтранса на вопросы не ответил.

С 2012 г. не было зарегистрировано новых авиакомпаний кроме лоукостера «Аэрофлота» «Победа». Как сообщал ТАСС, авиакомпания получила разрешение на полеты, когда в ее парке было меньше восьми самолетов. Поэтому компания выполняла формально чартерные рейсы - для этого нужно было каждый раз получать разрешение Росавиации. В конце декабря «Победа» довела свой парк до восьми Boeing-737-800 и получила сертификат эксплуатанта. Впрочем, упоминание низкобюджетных перевозчиков лишь благовидный предлог, чтобы смягчить требования, - таких ограничений не должно существовать вообще, отмечает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Безопасность полетов не зависит от количества самолетов, соглашается с ним Гусаров. Гораздо важнее устойчивое финансовое положение, которое и должна отслеживать Росавиация, говорит эксперт.

В пояснительной записке к документу говорится, что проектом снижены требования по минимальному количеству воздушных судов у эксплуатантов, «относящихся к сегменту низкобюджетных авиаперевозчиков». Сейчас такого юридического понятия в российском авиационном законодательстве нет, отмечает главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. Однако, продолжает эксперт, если инициатива Минтранса будет реализована, это станет облегчением для всего рынка. Прежние сертификационные требования к авиакомпаниям вступили в силу в декабре 2012 г. Как напоминает Гусаров, произошло это после катастрофы самолета Як-42, в которой погибли игроки хоккейной команды «Локомотив». Впрочем, как рассказал «Ведомостям» источник в одном из профильных ведомств, Росавиация по инициативе Минтранса не приостанавливала действие сертификата регулярных авиакомпаний, если они предоставляли твердые контракты на докупку нужного количества самолетов. На момент принятия ограничения меньше судов, чем нужно, имели, в частности, «Грозный авиа» и «Московия» (уже прекратила полеты). Представитель Росавиации не ответил на запрос.