Отели теряют доходы

Загрузка петербургских отелей в 2014 г. уменьшилась в связи с сокращением числа иностранных гостей. Туристы из России не могут полностью заменить европейских и американских

В январе - марте прошлого года средняя заполняемость петербургских гостиниц находилась на уровне 40-50%, к маю - июню она увеличилась до 85%, в июле - сентябре снизилась до 60%, а в октябре - декабре упала в среднем до 50%, подсчитали аналитики Maris. По данным исследования JLL, сильнее всего по сравнению с прошлым годом снизилась загрузка гостиниц класса люкс - на 7% до 48%, в верхнем ценовом сегменте загрузка сохранилась на уровне 2013 г. - около 60%. В среднем сегменте загрузка снизилась на 7%, зато выросли цены - на 1,5%, во всех остальных сегментах они снижались, подсчитали в JLL.

По данным JLL, в 2014 г. показатель RevPAR (доходность на номер) снизился в среднем на 8%, самое серьезное падение, от 10 до 15%, зафиксировано в наиболее дорогих отелях (сегмент люкс и верхний предел верхнего сегмента), тогда как в высоком и среднем сегментах и в верхнем пределе среднего сегмента снижение составило около 6-7%. Из-за кризиса в Петербурге сократилось число иностранных туристов, но в то же время вырос объем внутреннего туризма, говорит Дэвид Дженкинс, руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL. По его словам, из-за резкого падения курса рубля многие российские туристы отказались от поездок за рубеж и предпочли отдых в России.

Значительно сократилось число американских туристов, отменилось большое число заранее забронированных групп, говорит директор по PR Four Seasons Hotel Lion Palace Наталия Ермашова. По ее словам, полностью компенсировать потерю иностранцев за счет российских туристов не удалось, хотя на новогодние праздники продажи были выше, чем в 2013 г.

Основной спад по иностранным гостям пришелся на последний квартал, но в этот период показали рост пригородные отели, число гостей увеличилось на 10-15%, а все каникулы сохранялась загрузка в 100%, увеличили загрузку и гостиницы «три звезды» в центре города, говорит гендиректор УК «Кронвелл менеджмент» Алексей Мусакин. Многие вместо того, чтобы ехать за границу, отправились на каникулы в Петербург, объясняет он. Но ситуация все равно непростая: основную часть доходов приносит деловой туризм, а он сокращается, компании экономят, до 2009 г. средняя продолжительность размещения составляла 3-4 дня, в 2013 г. - около двух дней, сейчас может сократиться до одного, говорит он. Повышать цены отель не может, а стоимость продуктов выросла уже в 1,5 раза, сетует Мусакин. Операционная прибыль в этом году упадет с 25-30 до 5-10%, прогнозирует он. Для европейских гостиниц это нормальная прибыль, но при ставке по кредитам более чем 20% это создает угрозу разорения для небольших отелей, отмечает он. По словам менеджера одной из петербургских турфирм, зарубежный турпоток в Санкт-Петербург в 2014 г. снизился в среднем на 25%. Более глубокого падения не произошло благодаря Китаю, Юго-Восточной Азии и российским туристам, отмечает она.