Приостановка петербургского завода GM не затронет цех крупноузловой сборки

Сейчас в нем собирают Chevrolet TrailBlazer, Chevrolet Captiva и модели Cadillac
Петербургский завод GM может стать его основной производственной площадкой в России/ М. Стулов/ Ведомости

Приостановка работы петербургского завода General Motors (GM), запланированная на период с 23 марта по 15 мая, не затронет цех крупноузловой сборки – он продолжит работу, рассказал «Ведомостям» сотрудник предприятия и подтвердил представитель российского офиса компании. Сейчас в Петербурге методом крупноузловой сборки выпускаются Chevrolet TrailBlazer, а также перенесенные с калининградского «Автотора» Chevrolet Captiva и модели Cadillac, перечисляет представитель. GM продолжает перенос моделей из Калининграда, поэтому цех не будет остановлен, объясняет он. Скоро начнется крупноузловая сборка новых Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. По полному циклу завод может производить 98 000 авто в год, на этих мощностях (именно они будут остановлены) выпускаются Chevrolet Cruze и Opel Astra. Мощность цеха крупноузловой сборки не раскрывается. По оценке «Auto-Dealer – СПб», в 2014 г. завод был загружен только на треть и произвел около 37 000 машин.

Группа думает о переносе всех своих моделей с «Автотора» в Петербург, говорят два дилера и сотрудник завода GM. Представитель компании это не комментирует. Представитель «Автотора» сообщил, что решений о прекращении производства каких-либо моделей GM в 2015 г. на калининградском предприятии не принято.

В Калининграде для GM выпускаются девять моделей: Chevrolet Captiva, Orlando, Cruze, Opel Antara, Mokka, Astra (старое поколение), Zafira, Insignia, Meriva, говорит представитель «Автотора». Текущая сборка Captiva в Калининграде – это выпуск из машинокомплектов, оставшихся с прошлых заказов, поясняет представитель GM. В 2014 г. «Автотор» выпустил для GM 55 434 автомобиля. План на 2015 г. не раскрывается.

С помощью переноса моделей из Калининграда GM повышает эффективность работы собственного завода в условиях падения рынка, объясняет представитель GM. В 2014 г. продажи группы в России упали на 26% до 189 484 шт. (рынок – на 10,3% до 2,49 млн шт.), в январе 2015 г. – почти на 70% до 4161 шт. (минус 24%, 115 390 шт.), гласят данные АЕБ.

Чем больше выпускается машин, тем эффективнее производство, соглашается инвестдиректор SI Capital Partners Иван Бончев. Правда, эффект от крупноузловой сборки заметно меньше в отличие от полного цикла, добавляет он. По словам представителя GM, выпускать модели, переносимые в Петербург с «Автотора», по полному циклу не планируется.

В обычном режиме

В России помимо «Автотора» автомобили по заказам GM выпускает ГАЗ – Chevrolet Aveo. Выпуск в Нижнем Новгороде идет в обычном режиме, говорит представитель GM. Выделенная мощность для GM – 30 000 шт. в год.

Расходы на транспортировку машинокомплектов в Петербург и Калининград сопоставимы, отмечает сотрудник одного из автозаводов. Ввозные пошлины тоже схожи, говорит Бончев: льготы для выпуска на «Автоторе» обеспечивает режим ОЭЗ, а для сборки в Петербурге – соглашение о промсборке, которое есть у GM. Основные выгоды переноса сборки – оптимизация логистики и снижение расходов на оплату выпуска машин «Автотором», продолжает Бончев. По оценке сотрудника одного из заводов, плата за крупноузловую сборку в России может составлять по текущему курсу $250–350, со сваркой и окраской (часть автомобилей GM на «Автоторе» выпускается этим способом) – в среднем $1500. Перевозка готовой машины из Калининграда в Петербург обойдется примерно в $200, а до Москвы – $400, добавляет сотрудник другого автозавода. Для сравнения: рекомендуемые розничные цены на Chevrolet Captiva в России начинаются с 1,56 млн руб.

В условиях падения российского рынка все автопроизводители снижают издержки, перенос контрактного выпуска на свой завод – одна из таких возможностей, комментирует Бончев. Среди заказчиков «Автотора» собственное производство в России есть также у альянса Hyundai – Kia, но оно в отличие недозагруженного предприятия GM работает на полную мощность, замечают Бончев и человек, близкий к «Автотору».