Оборот портов Петербурга и Ленобласти в январе вырос на 14% благодаря экспорту нефти и угля

Оборот контейнерных и рифрижераторных грузов снижается
Е.Разумный/ Ведомости

В январе 2015 г. порты Петербурга и Ленобласти перевалили 17,9 млн т грузов, на 14% больше, чем за аналогичный месяц прошлого года, сказано в материалах администрации Большого порта Санкт-Петербург. Оборот порта Санкт-Петербург снизился на 4%, Выборга - на 35%, в остальных портах зафиксирован рост. Перевалка в Выборге упала за счет снижения объемов оборота угля на 76% до 13 500 т. Оборот навалочных грузов в порту Санкт-Петербург увеличился на 37% до 700 898 т, насыпных - на 4% до 8964 т, лесных - на 83% до 29 322 т. На 51% упал оборот рефрижераторных грузов, на 9% - цветных металлов. Перевалка черных металлов (+1%) и металлолома (+2%) осталась на уровне прошлого года.

Контейнерный оборот порта Санкт-Петербург снизился на 23% до 136 252 TEU, порта Усть-Луга - на 8% до 6793 TEU. В Усть-Луге вырос оборот навалочных грузов - на 41% до 1,9 млн, в том числе угля - на 43% до 1,8 млн т, перевалка нефти увеличилась на 20%, нефтепродуктов - на 25%. Объем наливных грузов составил 4,7 млн т.

По данным агентства InfraNews, импорт груженых контейнеров в портах Петербурга и Ленобласти в январе упал на 20%, экспорт - на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт порожних контейнеров упал на 60%.

По предварительным данным Федеральной таможенной службы РФ, в январе 2015 г. импорт товаров из стран дальнего зарубежья в стоимостном выражении составил $9,9 млрд, что на 40,8% ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

«В январе грузооборот в компании упал на 10%, но мы прогнозировали более существенный спад», - говорит топ-менеджер крупной стивидорной компании, специализирующейся на продовольствии. По его словам, незначительное падение связано со стабилизацией курса иностранной валюты и долгосрочными контрактами импортеров. Как правило, все долгосрочные контракты перезаключаются ближе к весне, добавляет он.

«Мы не заметили существенного снижения импорта в январе», - говорит руководитель региона Север логистического оператора Itella в России Вадим Тарасов, не уточняя цифр. Традиционно Itella работает с поставщиками из Китая и стран Юго-Восточной Азии, объемы поставок из которых на волне санкций только растут, добавил он.

Более 30% контейнерооборота портов Петербурга и Ленобласти приходится на Китай, утверждает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов: «В феврале отмечается китайский Новый год, товарооборот с этой страной традиционно замирает за месяц до праздника». По его оценке, импорт контейнеров в ближайшее время снизится на 20-25% из-за падения потребительского спроса и вернется на прежний уровень только при курсе доллара в пределах 40 руб.

Небольшое снижение объемов грузооборотов портов в январе объясняется контрактами, которые удалось остановить или отсрочить их исполнение, объясняет профессор Всероссийской академии внешней торговли Андрей Голубчик: «Для того чтобы товар пришел в Петербург морем в январе, он должен быть отправлен в ноябре, а то и раньше».