Профессия инвестбанкира перестает быть самой высокооплачиваемой в финансовом секторе

Их вот-вот догонят управляющие активами
Е.Разумный/ Ведомости

В 2006-2014 гг. затраты инвестбанков на вознаграждения сократились на 27% - в среднем до $288 000 на одного сотрудника, показывают данные аналитической фирмы New Financial. В управляющих компаниях они, напротив, выросли на 22% до $263 000. При сохранении этой тенденции к 2016 г. управляющие обгонят по вознаграждению банкиров.

«Инвестбанкиры получают все меньшую долю из уменьшающегося пула, а управляющие - все большую из увеличивающегося», - говорит основатель New Financial Уильям Райт. После кризиса регуляторы запретили банкам торговать на собственные средства и увеличили требования к капиталу. Из-за этого доходы банков сокращаются, а вместе с ними - и компенсационные расходы. Если перед кризисом инвестбанки тратили примерно половину доходов на вознаграждения, то сейчас - 40%.

Исследование New Financial основано на данных 12 инвестбанков со 185 000 сотрудников и $155 млрд доходов в 2013 г. и 18 УК с $14 трлн активов, 80 000 сотрудников и $70 млрд дохода в 2013 г. В UBS инвестбанкиры в среднем заработали $377 000, а управляющие активами - $257 000. В JPMorgan соотношение противоположное: средний доход управляющего - $258 000 против $202 000 у инвестбанкира.

Для управляющих конъюнктура более благоприятная: за последние пять лет центробанки наводнили рынки деньгами - и в результате цены на активы достигли рекордных высот. Вместе с ними выросли комиссионные управляющих: клиенты платят им фиксированный процент за управление активами. «Одна из причин, из-за которой управляющие активами не создают шума по поводу вознаграждений, - они не хотят привлекать к себе лишнего внимания», - говорит Райт.

В последние два года у инвестбанкиров модно переквалифицироваться в управляющих, отмечает рекрутер PageGroup Эндрю Брич: «На начальном уровне профессиональные навыки конвертируемы, второй аналитик третьего партнера может найти хорошее место».

У инвестбанкиров есть и другие альтернативы, утверждает рекрутер Goodman Masson Ричард Хор: «Фонды прямых инвестиций более интересны, чем сектор слияний и поглощений, поскольку у них есть капитал для инвестиций». По его словам, некоторые готовы поступиться частью базовой зарплаты сейчас ради большего бонуса в будущем, который не смогут отнять.

Возвращение к истокам

«Мир изменился, и банки больше не могут позволить себе формальный подход к надзорным правилам», - отмечает председатель совета директоров BNP Paribas, экс-президент ЕБРР Жан Лемьер. В 2014 г. BNP Paribas согласился заплатить $8,9 млрд, чтобы урегулировать обвинения США в нарушении санкций в отношении Судана, Ирана и Кубы. «Это большая ошибка, которой не должно было быть места в культуре BNP Paribas, - говорит Лемьер. - И BNP Paribas, и весь сектор должны перейти на нормальные этические стандарты».

Регуляторы не дремлют. В ЕС с 2014 г. бонусы банкиров ограничены двумя базовыми зарплатами, банки стали их повышать и вводить ежемесячные выплаты, не учитывающиеся как бонусы. Великобритания собирается взыскивать с банкиров и часть зарплаты, если из-за них у банков возникают неприятности.

Председатель парламентской комиссии по банковским стандартам Эндрю Тайри предлагает увеличить до 10 лет срок между начислением и выплатой бонусов, приводя в пример нарушения в швейцарском подразделении HSBC в 2005-2007 гг., масштаб которых выявился только сейчас: «Вознаграждение должно соответствовать сроку действия риска, пусть отвечают собственной шкурой». Регуляторы предлагают меньшие сроки между начислением и выплатой бонусов: семь лет - для руководителей и пять - для рядовых банкиров. С 2015 г. в Великобритании вступил в силу закон, разрешающий взыскивать бонусы с проштрафившихся банкиров в течение семи лет после их начисления.

FT, 16.02.2015, Татьяна Бочкарева