Трасса ВСМ Москва – Казань пройдет через аэропорты

Изменение маршрута должно помочь в развитии региональных аэропортов
Е.Разумный/ Ведомости

Совет потребителей при РЖД предлагает сделать конечной точкой высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Казани аэропорт Казани (принадлежит государственному фонду «Связьинвестнефтехим»), говорится в заключении совета на проект технического задания на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для ВСМ (копия есть у «Ведомостей»). Сейчас конечной точкой ВСМ предполагается сделать расположенный в центре города вокзал Казань-1. Линия от железнодорожного вокзала Казань-1 до аэропорта построена в 2013 г. (по ней ходили поезда «Аэроэкспресса»), уточняется в заключении.

Представитель РЖД подтвердил, что вариант сделать конечной точкой ВСМ аэропорт Казани прорабатывается. Это не грозит удорожанием проекта, уточнил он.

Пассажиропоток аэропорта Казани в 2014 г. был 1,9 млн пассажиров (+5,2% к 2013 г.), говорится в материалах аэропорта. В том числе на внутренних линиях было обслужено 999 000 пассажиров (рост на 9,9%), на международных - 943 400 человек (больше на 0,5%). Время от Москвы до Казани с запуском ВСМ сократится с 14 часов 7 минут до 3 часов 30 минут (см. график).

ВСМ проходит через аэропорт Нижнего Новгорода («Стригино», принадлежит «Аэропортам регионов»), говорится в проекте техзадания. В сентябре «Скоростные магистрали» (проектная компания ВСМ), «Аэропорты регионов» и администрация Нижегородской области подписали соглашение о создании интермодального транспортного узла на базе нижегородского аэропорта. В 2014 г. пассажиропоток «Стригино» был 1,1 млн пассажиров. Но к 2020 г. аэропорт сможет привлечь из Москвы 6 млн авиапассажиров. Пассажиропоток в 2028 г. достигнет 7,5 млн и 9 млн в 2035 г., говорилось в презентации Deutsche Bahn, Lufthansa Consulting и AMD Sigma о развитии нижегородского аэропорта. Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров не верит в такой рост пассажиропотока. Он сомневается, что ВСМ поможет региональным аэропортам стать крупными хабами - они не так эффективны, как московские.

РЖД рассчитывает объявить тендер на проектирование ВСМ в I квартале. Но пока не решен вопрос с финансированием проектных работ: в этом году нужно 6 млрд руб., в следующем - 14,9 млрд руб. Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что половину из предусмотренных на проектирование в этом году средств должна предоставить РЖД. Стоимость проектирования и строительства ВСМ до Казани (с учетом подвижного состава) - 1,06 трлн руб.