Аэропорт Владивостока отойдет консорциуму с участием «Базэла»

Конкурсная комиссия выбрала заявку почти в 6 млрд руб.
Юрий Смитюк/ ТАСС

Конкурсная комиссия, выбиравшая лучшую заявку на пакеты акций ОАО «Международный аэропорт Владивосток» и ЗАО «Терминал Владивосток» (см. врез), определила победителя, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к разным сторонам сделки: это Cantua Investment Limited, предложившая примерно 6 млрд руб. Cantua представляет консорциум «Базэла», РФПИ и сингапурской Changi. Один из собеседников «Ведомостей» говорит, что наличие в консорциуме РФПИ подразумевает автоматическое соинвестирование четырех ближневосточных суверенных фондов - из ОАЭ, Кувейта, Катара и Бахрейна.

Что продают

Прошлой осенью «Шереметьево» выставило на торги 52,16% «Международного аэропорт Владивосток» и 74,99% (сейчас уже 100%) «Терминала Владивосток» - владельца терминала пропускной способностью 3 млн пассажиров в год. К победителю торгов перейдут долговые обязательства неизвестного размера - «Шереметьево» взяло кредит во Внешэкономбанке на строительство терминала к саммиту АТЭС. Вся реконструкция аэропорта стоила 7,5 млрд руб.

Выставленные на продажу акции принадлежат ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Представитель «Шереметьево» подтвердил, что консорциум выдвинул лучшую заявку, но сообщил, что решение о победителе должно принять Росимущество на текущей неделе. Представители «Базэла», РФПИ, а также секретариата первого зампреда правительства Игоря Шувалова (он курирует «Шереметьево») отказались от комментариев. С Росимуществом и Changi связаться не удалось.

Прием заявок должен был завершиться 12 декабря. «Ведомости» сообщали, что заявки подали входящий в «Ренову» Виктора Вексельберга холдинг «Аэропорты регионов», «Новапорт» Романа Троценко и «Аэроинвест» (аффилирован с холдингом «Синдика» сенатора Арсена Канокова). «Базэл аэро» и РФПИ тоже подавали заявку, но отозвали ее. «Шереметьево» заявки не устроили. Был объявлен новый конкурс, на него заявился и консорциум «Базэла», Changi и РФПИ.

В 2013 г. «Международный аэропорт Владивосток», по данным отчетности, получил чистый убыток в 194 млн руб. из-за роста расходов на содержание и обслуживание как новой инфраструктуры, так и старой служебно-технической территории, а еще из-за отраслевых особенностей бизнеса, выражающихся в регулировании ставок по основным видам деятельности.

К саммиту АТЭС в аэропорту Владивостока с сентября 2012 г. введен режим открытого неба: туда может летать любая авиакомпания. По данным сайта аэропорта, из иностранных авиакомпаний в аэропорту работают южнокорейские Korean Air и Asiana Airlines, китайская China Southern Airlines и северокорейская Air Koryo. В 2014 г. пассажиропоток международного аэропорта Владивосток снизился на 3% по сравнению с 2013 г. и составил 1,729 млн пассажиров.

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова считает, что аэропорт имеет перспективы. Относительно низкая цена пакетов акций может быть связана с тем, что подорожало финансирование для российских инвесторов - в частности, для конкурентов «Базэла» по конкурсу. Сахнова затруднилась выставить справедливую стоимость пакета - у нее нет точных данных о финансовом состоянии аэропорта.

Агентство «Авиапорт» в начале декабря оценивало, что «Шереметьево» могло выручить за аэропорт Владивостока 5,5-6,5 млрд руб. Руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев полагает, что сейчас найти инвестора на проект подобного масштаба непросто, но аэропорт и требует относительно небольших вложений. Горизонт, на котором актив может быть прибыльным, - несколько лет, продолжает он, если не будет радикального ухудшения финансовой ситуации и будет умеренный рост пассажиропотока. Убыток аэропорта в 2013 г. может быть связан с обслуживанием кредита Внешэкономбанка, предполагает Пантелеева и высказывает мнение, что нынешний оператор аэропорта недостаточно эффективно собирает неавиационные доходы - в частности, от аренды площадей.