Какой владелец выгоднее

Газпромбанку пора определиться со статусом – является ли он госбанком/ Д. Гришкин/ Ведомости

Газпромбанк будет участвовать в программе докапитализации через ОФЗ, рассказала член правления банка Екатерина Трофимова. Какую сумму банк намерен привлечь от государства и по какой схеме будет докапитализироваться, она комментировать не стала.

А между тем схема докапитализации Газпромбанка должна продемонстрировать рынку и инвесторам, как регулятор оценивает его – как частный банк или государственный.

Газпромбанк многие годы в документах к евробондам сообщал своим инвесторам, что его владельцы – российские пенсионеры, рассказывают менеджер фонда, инвестирующего в еврооблигации банка, и аналитики двух инвестбанков. Газпромбанк эту информацию не комментирует. Крупнейший бенефициар Газпромбанка – некоммерческий НПФ «Газфонд» (через различные структуры владеет 49,6% банка), причем сам НПФ формально никем не контролируется и собственников не имеет (в ближайшие два года фонд имеет право сохранять такой «некоммерческий статус»). «Газпрому» принадлежит 35,5%, ВЭБу после конвертации его «антикризисного» субординированного кредита от 2009 г. – 10,2%.

«Статус Газпромбанка – тонкий вопрос», – говорит источник, близкий к банку. За статусом госбанка ГПБ «никогда не гнался» – «это накладывало определенные ограничения в дивидендной, кредитной, мотивационной политике».

Однако для докапитализации по программе ОФЗ статус госбанка выглядит более выигрышным – это не потребует софинансирования господдержки акционерами.

Дело в том, что для госбанков действуют другие правила. Как рассказывал ранее замминистра финансов Алексей Моисеев, российские власти решили убрать для госбанков, которые будут участвовать в программе докапитализации через ОФЗ, требование о софинансировании господдержки из прибыли или от акционеров. «Довольно смешно, когда мы являемся акционером и сами себя обязаны докапитализировать», – пояснял логику Моисеев (цитата по Reuters), добавив, что такое решение уже утверждено советом директоров Агентства по страхованию вкладов.

Софинансировать нечем

Из 27 банков, претендующих на участие в программе, государственных пока было четыре – ВТБ и два его дочерних банка и Россельхозбанк. Рассчитывать, что госбанки будут софинансировать взнос от АСВ за счет собственной прибыли, не приходится – например, ВТБ уже предупредил, что в этом году прибыль группы будет «около ноля», а в следующем банк получит убыток. РСХБ уже первое полугодие 2014 г. сработал с убытком по МСФО. Теперь этот список пополнится Газпромбанком – по словам Моисеева, статус Газпромбанка должен разъяснить Центробанк, поскольку, по мнению регулятора, кредитная организация находится под косвенным контролем правительства.

Программа докапитализации банков на 1 трлн руб. содержит ряд требований к участникам, в том числе все банки обязаны увеличить собственный капитал на 50% от размера полученных от АСВ средств в капитал за счет своей прибыли и (или) средств своих акционеров, указывает представитель АСВ.

«Газфонд» – пенсионный фонд работников «Газпрома», т. е. по существу тоже входит в группу «Газпром», а таким образом, через «Газфонд» и Газпромбанк тоже входит в группу «Газпром», т. е. связан с правительством России», – рассуждает источник, близкий к «Газфонду».

При таком подходе претендовать на докапитализацию по схеме госбанков может еще один участник программы – «Абсолют банк». Его акционером является корпоративный некоммерческий пенсионный фонд РЖД «Благосостояние». Однако пока «Абсолют» готовится к программе ОФЗ как частный банк, заявил председатель совета директоров банка Юрий Новожилов: «В феврале «Абсолют» зарегистрировал в ЦБ допэмиссию на 3 млрд руб., во II квартале она будет размещена как часть собственного взноса акционера по программе ОФЗ».

Хотя, рассуждает Новожилов, если исходить из того, что НПФ «Благосостояние» в ближайшие годы будет акционирован и «в понятном статусе акционерного общества будет входить в состав группы РЖД», то «в такой логике и «Абсолют», по сути, квазигосударственный банк».

Но пока банк не претендует на какие-то исключения, говорит он: «Если будут приняты какие-то решения для банков, родственных госкомпаниям, «Абсолют» их рассмотрит».

Представители ЦБ и АСВ не стали комментировать вопрос, обязаны ли будут формальные акционеры Газпромбанка софинансировать собственными деньгами докапитализацию Газпромбанка. Представители «Газфонда», компании «Лидер» (доверительный управляющий пакетом «Газфонда») и Газпромбанка также не ответили на этот вопрос.