В Манеже открылись восемь выставок фестиваля «Мода и стиль в фотографии»
Самые интересные оказались про живописьПлох тот фотограф, который не видит себя художником. Во всяком случае, так кажется на фотопоказе в Манеже, где среди восьми выставок только одна – центральная – целиком о моде как об особом мире и образе жизни.
По центру зала увеличенные почти до рекламных размеров фотографии выставки «Крупный план: Неделя моды», сделанные четырьмя модными фотографами: Адамом Катцем Синдингом, Крейгом Арендом, Диего Зуко и Максимом Гагариным – на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. 100 снимков с этой модной недели отобрала Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии, инициатор и организатор вот уже девятой модно-стильной биеннале. Надо думать, отобрала лучшие. Несмотря на то что авторы у снимков разные, кажется, что сняты они одной камерой, в которую запрограммировали стандарты модной съемки: детали крупным планом – от сумочки до горошинок позвонков на спине модели, настроенческие смутные планы, вешалки без одежды и подиум вдоль Мавзолея Ленина.
Про ностальгию
Выставка «Стоп-кадр. Ностальгия», придуманная Сергеем Николаевичем, никакого отношение к теме показа в Манеже не имеет. Она вообще не фотографическая, а литературная. Фотография здесь только повод для воспоминания о счастливом времени 1990-х, когда героям снимков – литераторам, художникам, актерам – было хорошо. Или теперь кажется, что тогда им было хорошо, потому что сейчас они старше и настолько сами по себе, что им и в голову не придет сниматься веселой компанией.
По-другому снимают моду испанцы. Куратор Педро Мансилья Вьедма в проекте «Охотники за трендами. Главные имена испанской моды» представляет 67 испанских модельеров. Каждому, независимо от заслуг и возраста, дан один выход – в паспарту уложена одна фотография модели на показе и высказывание модельера о сути своей профессии. Есть неожиданные вроде «Мода представляет возможность перетолковать мир под себя», утверждает, например, Жузеп Фонт, выдавая манию величия и желание властвовать. У моды армия рабов, и встать во главе нее – большое искушение. Куратор «Охотников за трендами» видит в снимках модных фотографов отголоски великой испанской живописи, но даже при пристальном просмотре влияния Веласкеса здесь не замечаешь.
Как живописец-портретист работает и фотограф Рикардо Лопес Буэно, он тоже видит себя Веласкесом или Рембрандтом, но получается у него какая-то шиловщина.
Художником, безусловно, работает француз Брюно Авейан, создающий настоящую гламурную фотографию про красоту, ускользающую от прямого взгляда, волнующую, таинственную и опасную. Вдохновляется он, и это видно, живописью, но иногда совершенно неожиданной – пронзительно-рыжими моделями Эйгона Шиле или мясными тушами Хаима Сутина.
Но вызывающе, демонстративно откровенен в своей страсти к живописи Мишель Платник. Просто паразитирующий в серии «После» на картинах Фрэнсиса Бэкона. Но и производит своей дерзостью совершенно сокрушительное впечатление. Платник сложным путем, с искажениями, воспроизводит великие работы Бэкона, такие как «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда. 1965». Он строит в мастерской декорации, соответствующие изображению на картинах, в сущности, это только фон, потом фотографирует в них живых людей с раскрашенными лицами, имитирующими мучительные, искаженные бэконовские образы. Смысл этих сложнейших действий понять невозможно. Конечно, это чистый эксперимент – воспроизвести в реальности картину, которая от этой реальности отказалась, исказив человеческий образ до красочного завихрения. Бэкон словно зачеркивает изображенного человека, не в силах выдержать близости с ним. А Мишель Платник как будто восстанавливает живого персонажа, чтобы потом привести его к состоянию бэконовской живописи. И делает это холодно, без надрыва играя в художника. Можно, конечно, было предъявить к нему претензии по части прав и такта, но сам Бэкон апроприировал чужое творчество, переписывал портреты Веласкеса, демонстрируя трагедию невозможности современной ему живописи стать великой. Однако все эти объяснения не разрушают ощущения, что Платник – спекулянт.
При этом именно «После» задает показу в Манеже хоть какой-то интеллектуальный градус. Затевая разговор не просто о красивых картинках, среди которых самые красивые медитативные пейзажи Изабель Муньос «Каменное море», но побуждая размышления о природе и тайне искусства. Но это для желающих думать. Основной потребитель моды и красивых фотографий – девушки. Им посвящена выставка банальных фотографий Марго Овчаренко Am I Beautiful?. Ее героини – юные девы, половозрелые, но личностно созревать не собирающиеся.
До 2 апреля