Правоохранители все чаще предъявляют претензии региональным руководителям

Это позволяет объяснить кризис кадровыми проблемами, поясняют эксперты
Е.Разумный/ Ведомости

Арест сахалинского губернатора Александра Хорошавина – не случайность, а проявление общей закономерности. Эксперты фиксируют резкий рост претензий правоохранителей к региональным и муниципальным чиновникам. Об этом говорится в очередном выпуске рейтинга устойчивости регионов, который публикует сегодня фонд «Петербургская политика». По количеству фактов уголовного преследования чиновников за последние 14 месяцев лидируют Челябинская область, Камчатка и Дагестан (см. таблицу).

Эксперты отмечают, что активизация правоохранителей коснулась ряда весьма влиятельных руководителей. Накануне истечения срока полномочий губернатора Еврейской автономной области Александра Винникова был арестован мэр Биробиджана Андрей Пархоменко (Винников занимал этот же пост перед выдвижением в губернаторы, подчеркивают авторы). Это не только стало сигналом о наличии у Винникова внутренних проблем, но и отразилось на позициях местных элит, выдвиженцы которых могли бы сменить Винникова в случае его отставки. В результате ему на смену был прислан зампред правительства Хабаровского края Александр Левинталь.

Острый политический кризис разгорелся в Краснодарском крае, где по обвинению в превышении должностных полномочий арестованы вице-губернатор Вадим Лукоянов и бывший вице-губернатор Александр Иванов. В Нижнем Новгороде в феврале объявлено о возбуждении уголовного дела против главы горадминистрации Олега Кондрашова, что серьезно повлияло на расстановку сил перед предстоящими через полгода муниципальными выборами. Наконец, в Петрозаводске в январе был арестован председатель горсовета Олег Фокин, а в феврале – влиятельный депутат регионального заксобрания Девлетхан Алиханов.

Растущую активность силовиков руководитель «Петербургской политики» Михаил Виноградов связывает с поиском повестки дня, альтернативной экономическому кризису: такие дела позволяют показать, что проблема не в системе, а в кадрах. К тому же они могут дать хороший импульс карьере самих правоохранителей. И если еще в прошлом году силовики скорее «ассистировали» губернаторам, то сейчас их вмешательство чаще оказывает дестабилизирующее воздействие на региональные власти. Виноградов отмечает растущий статус допустимого вмешательства: в Челябинской области, например, дело возбудили против депутата Госдумы, экс-губернатора Михаила Юревича – за причинение тяжкого вреда здоровью во время любительского хоккейного матча.

Губернаторы больше не являются неприкасаемыми, согласен политолог Алексей Макаркин: их стали увольнять за утрату доверия, против них возбуждаются уголовные дела. Он напоминает, что громкие отставки не так давно состоялись в Новосибирской, Брянской, Челябинской областях, вписывается в эту логику и арест Хорошавина. Антикоррупционная политика начала ужесточаться по мере замедления темпов роста, констатирует эксперт: нет возможности проиндексировать доходы населения, но можно показать по телевизору арест губернатора – «жулика и вора». Это не только работает на улучшение экономического климата, но и мешает оппозиции эксплуатировать аналогичную тему, заключает Макаркин.