В китайском инфраструктурном мегапроекте спешат участвовать и Азия, и Европа

Россия пока думает о последствиях для своего влияния в регионе

Поддержка ведущими европейскими странами проекта Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка (АИИБ), несмотря на усилия США удержать их от этого, свидетельствует о победе прагматики над геополитикой. На прошлой неделе о намерении войти в число стран – учредителей АИИБ объявила Великобритания, вчера ее примеру решили последовать Франция, Германия и Италия. О своей готовности пересмотреть прежнее решение о неприсоединении заявила Австралия, ключевой союзник США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для Китая, обладающего самыми большими в мире валютными резервами, вполне логично искать возможности их инвестировать на собственных условиях. В этой стратегии видят наращивание инструментов международного влияния Китая, «переход от большого государства к сильному». К такого рода проектам относится создание Банка БРИКС, давно обсуждаемый проект Банка развития ШОС. Ряд экспертов на Западе считают AИИБ потенциальным конкурентом Всемирного банка и МВФ, преобладающее влияние в которых принадлежит США, и Азиатского банка развития (у Японии 15,7% уставного капитала, у США – 15,5%, а у Китая всего 6,5%). Планируется, что в капитале АИИБ Китаю будет принадлежать 66–67%.

Идея создания инфраструктурного банка появилась в рамках китайского инфраструктурного мегапроекта «Экономический пояс Шелкового пути», призванного прочнее связать страны Азиатско-Тихоокеанского региона на китайских условиях, а также обеспечить сухопутный транспортный маршрут из Китая в Европу. Председатель КНР Си Цзиньпин рассказал об идее в сентябре 2013 г., а уже через год в соглашение о создании банка вошла 21 страна.

Проекты называют орудием китайской «мягкой силы» и китайским «планом Маршалла», способом помочь экономике соседей, чтобы сформировать обширную зону влияния. Видеть в решении европейских стран раскол с США – преувеличение. Речь скорее о том, что страны G7 предпочли выработке согласованной позиции преследование собственных интересов в регионе – упускать возможность участия в крупных инфраструктурных проектах в Азии было бы неразумно.

Роль и возможности России здесь не вполне ясны. Проект Банка развития ШОС буксует уже больше пяти лет, так как Россия видит в нем угрозу кредитной экспансии Китая в Центральной Азии и предлагает использовать для инвестиций Евразийский банк развития, где наибольшие доли принадлежат России и Казахстану. Китай тем временем усиливает свое финансовое влияние в Азии напрямую (а среди учредителей АИИБ уже есть Казахстан, Узбекистан, Таджикистан).

Проект высокоскоростной магистрали Пекин – Москва может стать частью «Шелкового пути», но не единственной – логистические коридоры через Центральную Азию также будут активно развиваться. И Россия может стать либо активным участником проекта, либо пассивным наблюдателем. Детальный план реализации проекта «Шелкового пути» Китай обнародует на международном экономическом форуме в Боао в конце месяца.