Безналичная оплата обогнала по популярности у онлайн-покупателей наличные

По данным PayPal и Data Insight, ее доля теперь составляет почти две трети
Популярность онлайн-платежей растет в первую очередь за счет новых пользователей интернета/ Е.Кузьмина/ Ведомости

Все больше россиян предпочитают безналичные формы оплаты интернет-покупок, показало исследование PayPal и Data Insight. В 2015 г. доля интернет-пользователей, оплачивающих товары и услуги онлайн, выросла в 1,3 раза до 63%. Пользователи объясняют это удобством и экономией времени, считают авторы исследования.

Популярность онлайн-платежей растет в первую очередь за счет новых пользователей интернета (+55% год к году), потребителей старше 55 лет (+17%) и жителей регионов (+13%). Самый популярный способ оплаты онлайн-покупок – дебетовые карты: их использует 87% пользователей.

Недоверие пользователей к онлайн-платежам – одна из основных проблем, которую российский рынок электронной коммерции пытался побороть в последние несколько лет. По данным PwC, в 2012 г. около 43% респондентов на вопрос «Почему вы не покупаете товары через интернет?» отвечали: «Я не доверяю методам онлайновых платежей», год спустя показатель снизился, но все равно остался на довольно высоком уровне – 38%.

Доля предоплаченных товаров растет, подтверждает представитель одного из крупнейших российских онлайн-ритейлеров – Ozon Мария Назамутдинова. В 2011 г. покупатели оплачивали заранее лишь 9,5% от общего объема продаж, а в 2014 г. этот показатель достиг 21%, приводит данные Ozon Назамутдинова. В услугах (авиа- и железнодорожные билеты, гостиницы) тенденция еще более явная, продолжает она: здесь уровень безналичного расчета приближается к 90%, хотя еще три года назад на наличные платежи приходилась треть от всех оплат услуг.

Как считали

Онлайн-опрос PayPal и Data Insight проводился 24 февраля – 5 марта 2015 г. среди примерно 4000 жителей в возрасте от 18 до 64 лет из всех типов населенных пунктов России. В 2014 г. в исследовании приняло участие 2500 человек в возрасте 18–54 лет.

«Существенный рост безналичных платежей» в обороте наблюдает и сервис по бронированию авиабилетов и гостиниц Anywayanyday, говорит его гендиректор Евгений Шухлин. Так, по итогам 2014 г. доля наличных расчетов сократилась в два раза по сравнению с предыдущим годом, приводит он данные.

Назамутдинова связывает рост доли онлайн-платежей прежде всего с доверием покупателей к интернет-покупкам в целом. Кроме того, ритейлер совместно с платежными операторами стимулировал покупателей оплачивать покупки безналичными методами с помощью специальных акций (например, предоставляя бесплатную доставку для предоплаченных определенным методом товаров).

Рост доли безналичных платежей поддерживает и развитие трансграничной торговли: покупка на иностранных торговых площадках не предполагает, как правило, оплату наличными курьеру при доставке. Доля пользователей, делавших покупки в зарубежных онлайн-магазинах в начале 2015 г., выросла до 31%, по данным PayPal и Data Insight. Год назад таких пользователей было лишь 18%.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля трансграничной торговли в российской онлайн-коммерции в прошлом году составила 30%. Весь рынок интернет-торговли АКИТ оценивает в 713 млрд руб. (+31% год к году).