Западных банков почти не было в проектах ГЧП

Среди прочего, мы являемся партнерами с иностранной компанией Vinci Concessions и вместе работаем по 7–8-му участкам дороги М11 Москва – Санкт-Петербург/ Е.Разумный/ Ведомости

В ситуации кризиса государство, безусловно, должно рассматривать возможности привлечения частного капитала. Поcкольку есть бюджетные ограничения, то государственно-частное партнерство (ГЧП) – это то, что может выправить ситуацию. Все предыдущие выступающие произносили слово «ГЧП», рассказывая, что надо развивать его на разных уровнях: на федеральном, на региональном, в авиации, на уровне дорожного строительства (проект ЦКАД) и т. д.

Но вернусь к ситуации на финансовом рынке. Таким образом, несмотря на уход западных банков, который, с моей точки зрения, не так существенен, крупнейшие российские банки – ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк – остаются на рынке и готовы участвовать в проектах. Мы это видим и по их активности, и по проекту ЦКАД.

В банке ВТБ я специализируюсь на проектах ГЧП. Мы являемся одним из крупнейших, если не крупнейшим, инвестором в транспортной сфере, особенно в проектах ГЧП. И мы считаем, что востребованность проектов ГЧП будет только увеличиваться.

Олег Панкратов

Окончил механико-математический факультет МГУ. Выпускник бизнес-школы IMD в Лозанне (Швейцария) по программе MBA. Занимал должности управляющего директора в Merrill Lynch, руководителя департамента инфраструктурного финансирования по Европе в ABN Amro, вице-президента JPMorgan. С 2007 г. работает в группе ВТБ.

Как обстоит ситуация на финансовом рынке? Прежде всего, возникает проблема высоких ставок. Но мы видим, что идет их постепенное снижение. Безусловно, финансировать долгосрочные проекты даже по существующим ставкам в 14% довольно сложно. Но тем не менее тренд позитивный.

Безусловно, уход с рынка западных банков, и в частности ЕБРР, сыграл негативную роль. Но должен отметить, что западные банки никогда не играли важной роли в проектах ГЧП. Хотя у нас есть один проект ГЧП, где мы использовали западный банковский капитал: недавно мы ввели в строй обновленный терминал «Пулково-1». Проект полностью завершен, и, вложив в проект 1 млрд евро, мы считаем, что существенным образом изменили ситуацию в аэропорту Санкт-Петербурга. Рады сообщить, что аэропорт вышел и на финансовые показатели, которых мы ожидали.

Думаю, что этот год будет интересен и потому, что не очень заметно произошли определенные регуляторные изменения, связанные с выпуском облигаций. Эти изменения сегодня позволяют выпускать настоящие проектные облигации с залогами, похожими на проектное финансирование.

Полагаю, что в этом году нам стоит ожидать выпуска облигаций и более активного участия пенсионных фондов в финансировании. (Это тоже новая возможность, которая создана государством в прошлом году.)

ЗАО «Холдинг «ВТБ капитал»

Инвестбанк. Акционеры: ОАО «Банк ВТБ» (100%). Финансовые показатели инвестиционно-банковского бизнеса группы ВТБ (МСФО, 2014 г.): доходы – 202,3 млрд руб., чистая прибыль – 28 млрд руб. Операционные показатели (2014 г., данные Dealogic): сумма сделок M&A – $7,7 млрд (6-е место на российском рынке), сумма сделок на рынке долгового капитала – $689 млн.

Что касается инвесторов, то мы являемся одним из них, и могу сказать, что на сегодняшний день я не знаю никого из профессиональных инвесторов, активно действовавших на этом рынке, кто заявил бы о выходе. Среди прочего, мы являемся партнерами с иностранной компанией Vinci Concessions и вместе работаем по 7–8-му участкам дороги М11 Москва – Санкт-Петербург. И ни о каком уходе их с рынка речи нет. Больше того, они теперь являются нашими партнерами в конкурсе на 3–4-й участки ЦКАД.

Много меня спрашивают, что нужно сделать, чтобы активнее заработало ГЧП: что самое важное нужно изменить в законодательстве; нужно ли субсидировать ставки? Я всегда говорил одно и то же: мы хотим видеть больше проектов, подготовленных государством. Проектов недостаточно. Мы находимся в долгосрочном рынке. Ведь даже когда выходят полностью подготовленные проекты, конкурсные процедуры по ним занимают время до года.

Так что хотелось бы видеть гораздо больше проектов. И мне кажется, сегодняшняя ситуация – это отличная возможность. Я рад слышать, что представители министерств и агентств говорят, что надо готовить больше проектов. Думаю, что инициатива о подготовке региональных проектов – очень правильная. Это то, что мы хотели видеть. Поэтому мне кажется, что нынешний год – это идеальная возможность подготовить проекты, которые могут выйти на конкурсы и на тендеры в следующем году. 

Автор - руководитель департамента финансирования и инфраструктуры «ВТБ капитала»