«Яндекс» перестал развивать свою операционную систему для Android

Продвигать ее среди производителей смартфонов и планшетов мешает Google
«Яндекс» перестал развивать операционную систему «Яндекс.Кит»/ Д.Абрамов/ Ведомости

«Яндекс» перестал развивать «Яндекс.Кит», рассказала представитель компании Екатерина Карнаухова. Основной состав команды, занимавшейся этим продуктом, переброшен на другие мобильные проекты компании. По словам Карнауховой, это произошло «в том числе и из-за противодействия со стороны Google».

«Яндекс» выпустил «Яндекс.Кит» зимой 2014 г. Оболочку для Android создавала команда приобретенной «Яндексом» еще в 2011 г. компании SPB Software. «Яндекс.Кит» представляет собой надстройку над Android, в которую встроены сервисы российской компании – поиск, карты, почта, а также магазин приложений «Яндекс.Store».

Сейчас в продаже осталось всего несколько моделей планшетов на «Яндекс.Ките» производства Smarto и DEXP, говорит Карнаухова. Прежде «Яндекс.Кит» устанавливался также на устройства Explay и Huawei. Размеры партий и данные о продажах Карнаухова не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. Она говорит лишь, что продажи устройств с «Яндекс.Китом» «были хорошие».

Продажи устройств с «Яндекс.Китом» были не столь велики, отмечает представитель «Связного» Сергей Тихонов: такие гаджеты продавались только в течение короткого времени и их ассортимент был не очень широким – всего около 10 моделей. Например, у Explay операционная система от «Яндекса» была предустановлена только на одну модель Flame, напоминает он. Продажи Explay Flame с «Яндекс.Китом» превышали 10 000 устройств в месяц, для одной модели В-бренда с широким ассортиментным рядом это высокий показатель, говорил ранее гендиректор Explay Эдуард Ващенко. В розничной сети МТС и «Евросети» устройства с «Яндекс.Китом» не продавались, говорят их представители.

После выхода «Яндекс.Кита» и поступления в продажу первых партий устройств на этой операционной системе производители смартфонов и планшетов столкнулись с давлением со стороны Google, рассказал источник в «Яндексе». Именно после запуска «Яндекс.Кита» сотрудники Google впервые стали предлагать производителям, ориентированным на российский рынок, деньги за предустановку своих сервисов и отказ от выпуска устройств с предустановленными сервисами «Яндекса», утверждает собеседник «Ведомостей». В жалобе, поданной в этом феврале в Федеральную антимонопольную службу, «Яндекс» сообщил, что в 2014 г. сразу три производителя – Fly, Explay и Prestigio – друг за другом отказались устанавливать его сервисы, сославшись на условия Google. Российская компания обвинила американский поисковик в нарушении антимонопольного законодательства, и всего через несколько дней после поступления жалобы чиновники возбудили дело. «Яндекс» хочет добиться, чтобы в России список предустановленных сервисов не зависел от операционной системы телефона. Аналогичное дело против Google расследуют антимонопольные органы Евросоюза: «Яндекс» участвует в расследовании в качестве свидетеля.

Представитель Google вчера отказался от комментариев. Ранее Google отрицал обвинения «Яндекса»: производители могут устанавливать любые сервисы, утверждал он. Ограничения распространяются лишь на те устройства, с производителями которых Google заключил эксклюзивные соглашения по разделению прибыли.

Невозможность ставить свои сервисы на Android влияет на долю «Яндекса» на рынке поиска в нашей стране: доля устройств Android у российских пользователей уже превышает, по данным «Яндекса», 86%. Доля «Яндекса» в поиске за год упала на 3,9 п. п. до 58,1%, доля Google выросла на 6,5 п. п. до 34,1% (данные Liveinternet за апрель 2015 г.).