Эффективности не хватает

Низкая производительность труда становится глобальной проблемой/ Francisco Seco/ AP

Глобальный рост производительности труда в 2014 г. замедлился до 2,1%, самого низкого уровня с начала века, предупредил аналитический центр Conference Board. В 1999–2006 гг. она росла в среднем на 2,6%. Как отмечают аналитики центра, в прошлом году темпы роста ускорились только в Индии и в странах Африки к югу от Сахары, поэтому проблема низкой производительности приобретает глобальный характер.

Полностью доклад Conference Board должен быть опубликован в июне, а его расчеты основаны на данных о занятости и производстве в разных странах. Как подчеркнул главный экономист Conference Board Барт ван Арк, в 2014 г. мультифакторная производительность (TFP), учитывающая помимо количества работников еще и их квалификацию и инвестиции, и вовсе снизилась на 0,2%. «Это глобальный феномен», – сказал он.

Экономисты все чаще предупреждают, что низкая производительность – одно из главных препятствий для повышения уровня жизни как в развитых, так и в некоторых развивающихся странах. Их население стареет, доля пенсионеров быстро растет, поэтому увеличение производительности труда многим кажется одним из немногих способов повысить уровень жизни. В противном случае, возможно, миру придется привыкнуть к гораздо более низким темпам экономического роста. Председатель ФРС Джанет Йеллен назвала низкую производительность причиной «слабого темпа роста зарплат» в США в последние годы. Министр финансов Великобритании Джордж Осборн считает повышение производительности главным экономическим приоритетом нового правительства.

Экономисты спорят о причинах низкой производительности, но выделяют некоторые тенденции. Более оптимистичные объяснения связаны с последствиями кризиса 2008–2009 гг., который заставил компании сократить или прекратить инвестиции в развитие технологий и производственных процессов. Поэтому восстановление мировой экономики могло бы решить эту проблему.

Но в Conference Board считают, что замедление роста производительности только частично вызвано кризисом и отражает более глубокие проблемы. По словам ван Арка, имеют место более сильные тренды, чем временная слабость экономики. Он утверждает, что развивающиеся страны достигают пределов легкого роста производительности, основанного на догоняющих технологиях, а развитые стали больше концентрироваться на секторе услуг, который не предполагает такого быстрого роста эффективности.

Также новые технологии были направлены в основном на потребительские продукты, которые расширяют возможности людей, но не всегда повышают их эффективность на работе. Кроме того, есть признаки того, что большее давление стали оказывать регуляторы, но это «сложно доказать», отметил ван Арк. По его мнению, вряд ли замедление роста производительности связано с ленью или неэффективностью сотрудников: «Что-то не так с тем, как компании пытаются повысить производительность труда».

FT, 26.05.2015, Алексей Невельский