Лофт-мансарда на бывшей фабрике подорожала на 20% за 1,5 года

Владелец – директор по продажам девелоперской компании KR Properties – очень доволен вложениями в покупку «чердака»
Поначалу это было пустое пространство под скошенной кровлей/ Из личного архива

В девелоперской компании Подусков официально числится директором по продажам, но его функции существенно шире, чем просто объяснять потенциальным покупателям прелесть жизни в бывших промзонах: он активно участвует в составлении концепций развития принадлежащих компании объектов.

По образованию владелец лофта – инженер-строитель, окончил Московский государственный строительный университет, а затем и аспирантуру Университета российской академии образования на Полянке. Диссертацию он посвятил концепции переустройства московских чердаков в мансарды. Тему подсказал опыт жизни на одном из переоборудованных чердаков Парижа. В середине XX в. пригороды французской столицы разрастались, мэрия прокладывала новые магистрали и парижанам, чье жилье подпадало под снос, было предложено селиться на чердаках домов в том же округе. Вернувшись в Москву, Подусков написал работу о том, как этот опыт мог бы пригодиться там, где существует вечная проблема с отселением домов. Но диссертацию так и не защитил, потому что началась обширная практика, которая всегда интереснее всякой теории. Но любовь к чердакам-мансардам осталась.

Когда в 2002 г. Подусков пришел в KR Properties, в компании как раз размышляли, в каком направлении развивать принадлежащие ей объекты. Ныне знаковый проект компании «Даниловская мануфактура» тогда представлял собой вьетнамский рынок с ярмаркой детских товаров. Сначала весь комплекс планировалась сделать офисным, потом решили разнообразить проект. Первые этажи отдали под шоурумы, и постепенно квартал наполнился кафе, ресторанами, магазинами и салонами. А в 2008 г. один из корпусов придумали перестроить под жилые лофты, которых в Москве еще не было.

Для создания жилых помещений привлекли английское архитектурное бюро GHK Architects с большим опытом проектов в области редевелопмента, которое помогло выбрать наиболее подходящий корпус – им стали «Ряды Солдатенкова» (названы так по имени одного из основателей мануфактуры). Задачу сильно осложняло то, что корпус уже частично начали перестраивать в офисы, пришлось многое делать заново.

Проект квартала с офисами, шоурумами и жилыми лофтами оказался коммерчески успешен, что позволило привлечь хороший пул арендаторов комплекса и развить его инфраструктуру. А это, в свою очередь, привлекло и покупателей жилья. Все апартаменты жилого корпуса были оперативно распроданы.

Муляж для владельца

Больше всех начала продаж ждал, наверное, сам Подусков, который и стал не только продавцом, но и первым покупателем. Имея возможность выбрать абсолютно любой лот на 2-м или 3-м этаже, он остался верен «чердакам» и остановил свой выбор на мансарде. «У меня не было ни малейших колебаний, – рассказывает Подусков. – Кроме того что лофты сами по себе нестандартные пространства, лофт-мансарды нестандартны вдвойне, у них совершенно удивительные объем и геометрия».

В начале 2011 г. он купил апартаменты по стартовой цене – $4000 за 1 кв. м. Проект быстро набрал популярность, и цены начали расти. И уже через 1,5 года 1 кв. м на «Даниловской мануфактуре» оценивался в $5000–6000.

Межквартирные стены в мансарде отделаны кирпичом XIX в. со старых разобранных построек (как и большинство апартаментов на «Даниловской мануфактуре»), для этого KR Properties сотрудничала с поставщиком старого кирпича архитектором Ильей Куном, создателем «Мастерских братьев немцев». Будучи не менее Подускова увлеченным лофт-пространствами, Кун принял активное участие в создании мансарды, в том числе и в качестве проектировщика.

Поначалу это было совершенно пустое неразделенное высокое пространство под скошенной кровлей. «Когда мы придумывали проект мансардных лотов, мы решили не возводить здесь антресоли, оставив это на усмотрение покупателей. В конце концов, лофт покупают те, кто ищет свободы самовыражения, в планировке и дизайне в том числе», – замечает Подусков.

Он решил сделать классическую для лофта планировку: часть пространства двусветная, здесь расположена просторная парадная зона кухни, совмещенной с гостиной. А часть разделена на два уровня антресолями – наверху спальня, гардеробная и библиотека, внизу прихожая и санузел. Площадь мансарды составляла 74 кв. м, но с появлением антресоли к ним прибавилось еще 22 кв. м. «У меня достаточно большой рост, и я боялся, что антресоль покажется мне неудобной, – рассказывает хозяин. – Чтобы протестировать, что мне везде будет комфортно, пришлось возвести «муляж», прообраз антресоли, – строительные леса с положенными на них досками. Это было мудрое решение, потому что, только везде походив, я понял, как надо сделать. В итоге половину антресоли мы сделали по проекту, а половину, в той части, где спальня, мы опустили на одну ступень, чтобы я мог свободно проходить под расположенной там балкой».

Своими силами

Кроме проектирования и отделки «Мастерские братьев немцев» помогли Подускову с подбором популярных в настоящих лофтах предметов старины: Кун нашел покрытые патиной перила от фабричной лестницы XIX в., которые сразу стали одним из главных украшений интерьера, и привез из Франции впечатляющую медную ванну 1852 г. Сдвижная перегородка, отделяющая спальню от двусветного пространства, сделана из старых дореволюционных досок из одного из старых рассыпавшихся сараев «Даниловской мануфактуры».

Основной объект притяжения в лофте – впечатляющий камин и вторящую ему вытяжку – сделал брат Ильи Куна Иван, по прозвищу Камин, ярославский кузнец. Камин выглядит внушительно, а вытяжка, несмотря на свой брутальный вид, работает как и всякая другая – в ней современная электрическая начинка.

Вообще, в доме почти все сделано на заказ силами русских мастеров и производителей, преимущественно немосковских, что позволило сильно оптимизировать стоимость ремонта и отделки. Общая стоимость ремонта под ключ вышла до $1000 за 1 кв. м.

Современная лаконичная кухня из березовой фанеры спроектирована и сделана компанией «Деревянное зодчество». Внутри множество шкафов и есть секрет: за большой дверцей скрывается гостевой туалет. А большой сложный диван П-образной формы был подсмотрен владельцем в США, но заказан в мастерской в Ярославской области.

Перестройка лофта не была быстрой. «Когда делаешь что-то на заказ, приходится долго ждать. А у нас тут почти все по авторским проектам, так что ожидание затянулось», – говорит Подусков. Зато теперь он доволен, потому что одно дело жить в арендованном лофте где-то в Штатах и совсем другое – создать подобный комплекс в Москве для себя и для других.

К радости от жизни в нестандартном пространстве в двух шагах от работы (KR Properties находится здесь же, на «Даниловской мануфактуре») добавляется радость от удачно сделанного вложения. «Сегодня я могу оценить рыночную стоимость моего лофта под $10 000 за 1 кв. м. То есть произошло удвоение цены. Только вот продавать я его ни в коем случае не собираюсь», – утверждает домовладелец.