Amazon нанял американцев

Amazon может дать американцам возможность подзаработать, доставляя его товары/ Ralph D. Freso/ Reuters

Американская Amazon разрабатывает мобильное приложение, которое позволит обычным людям подзаработать, доставляя покупки ее клиентам, говорят знакомые с ситуацией люди. Рабочее название сервиса – On My Way («По пути»); предполагается, что люди могут доставить посылку, если едут туда, где ее ждет покупатель.

Такой сервис может помочь интернет-ритейлеру сократить расходы на доставку товаров. В прошлом году они выросли на 31%, превысив темпы роста выручки. Кроме того, привлечение сторонних курьеров может дать Amazon преимущество в переговорах с крупными компаниями экспресс-доставки.

Пока неизвестно, когда будет запущен сервис, и есть вероятность, что этого вообще не произойдет, говорят люди, знакомые с планами, которые разрабатывает компания. Представитель Amazon от комментариев отказалась.

Предполагается, что компания договорится с физическими магазинами в городах США о хранении товаров. Возможно, она будет арендовать у них для этого помещения или платить комиссию за каждый заказ, говорят источники.

На пути реализации этой идеи немало препятствий. Не ясно, как компания будет проверять новоявленных курьеров, согласятся ли физические ритейлеры сотрудничать с главным конкурентом, кто будет нести ответственность в случае порчи или пропажи товара. По данным SJ Consulting Group, Amazon в среднем отправляет 3,5 млн заказов в день, поэтому ей потребуется очень много курьеров, чтобы их использование принесло ощутимую выгоду. Кроме того, у занимающихся доставкой компаний операции уже отлажены. У United Parcel Service, например, расходы на выполнение одного заказа в среднем составляют $8.

Тем не менее такая краудсорсинговая доставка позволила бы Amazon избежать проблем, с которыми она столкнулась во время рождественского сезона в 2013 г. Тогда часть заказов не удалось доставить к Рождеству, поэтому компании пришлось выплачивать клиентам компенсацию. Также в 2014 г. расходы Amazon на доставку увеличились на $2,07 млрд до $8,7 млрд, составив 9,8% от продаж (против 8,9% годом ранее).

«У этой идеи есть определенная логика, но похоже, что многое может пойти не так, – отмечает Марк Вулфрат, президент логистической консалтинговой компании MWPVL International. – Что может помешать этим людям просто оставить эти товары себе, а не на чьем-то крыльце?»

Помимо Amazon реализовать аналогичную идею пробуют также стартапы Deliv, Uber и Instacart. Google и eBay тоже тестируют возможность доставки в течение дня при помощи работающих по контракту сотрудников. Walmart, конкурент Amazon, в 2013 г. некоторое время рассматривала программу краудсорсинговой доставки, которая превратила бы покупателей в курьеров. Тем не менее пока никому в США не удалось составить серьезную конкуренцию крупнейшим национальным и региональным курьерским компаниям.

Amazon ранее уже тестировала различные способы доставки. Например, она развивает программу доставки покупок беспилотниками. Кроме того, в некоторых городах США действует сервис Prime Now – велосипедисты доставляют заказы в течение часа. Также в прошлом году в Сан-Франциско она короткое время пробовала осуществлять доставку с помощью таксистов и водителей сервиса Uber, платя им примерно $5 за заказ. Но этот эксперимент не был широким и не позволил оценить целесообразность такой концепции, говорят знакомые с ситуацией люди. Также они сообщают, что одновременно с On My Way в компании думали о запуске сервиса Rides по вызову такси, который бы конкурировал с Uber и Lyft, но приостановили работу над ним.

WSJ, 17.06.2015, Алексей Невельский