МТС – сама себе продавец

МТС прекращает продажу контрактов в «Связном»/ Е. Разумный/ Ведомости

Уход МТС из «Связного» не повредит ни одному, ни другому, считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович: качество абонентов, подключаемых через «Связной», снизилось, и МТС правильнее сосредоточиться на развитии своей розницы, вместо того чтобы платить ритейлеру за продвижение. Чтобы компенсировать уход из «Связного», МТС нужно открыть много новых салонов, что компания и планировала сделать, напоминает Венгранович (в апреле оператор объявил, что в 2015 г. нарастит количество салонов на 10–14%). Кроме того, МТС может договориться о партнерстве с другими независимыми дистрибуторами, пусть и не такими крупными, добавляет аналитик «Уралсиба» Константин Белов. «Связной» тоже не пострадает: вместо МТС он будет продавать контракты «Вымпелкома» и «Мегафона», а есть еще и Tele2, которая вот-вот запускает сеть в Москве, говорит Венгранович.

Сеть «Связной» сообщила, что перестанет продавать контракты МТС с 23 августа 2015 г. – она вынуждена прекратить распространение sim-карт крупнейшего российского сотового оператора по его требованию. «Мегафон», «Вымпелком» и «Т2 РТК холдинг» (бренд Тele2) останутся партнерами «Связного», говорится в сообщении ритейлера.

МТС действительно намерена в августе прекратить подключения абонентов в «Связном», а уже с 25 июня прекращает прием платежей через его салоны, сообщил оператор. Сотрудники этих салонов активно предлагают посетителям sim-карты других операторов, а контракты МТС раздают бесплатно при покупке других товаров, приводятся в сообщении МТС слова ее вице-президента по продажам и обслуживанию Вадима Савченко. По сути дела, «Связной» склоняет абонентов МТС подключиться к другим операторам, считает он.

«Мегафон» и «Вымпелком» с лета 2013 г. почти не сотрудничали со «Связным», а вернулись к сотрудничеству только в начале 2015 г. – после того, как владельцем «Связного» стал Олег Малис. Он брат президента «Евросети» Александра Малиса, а «Евросеть» принадлежит как раз «Вымпелкому» и «Мегафону» (в пропорции 50:50). С возвращением «Мегафона» и «Вымпелкома» в «Связной» в его салоны вернулись и их клиенты и их платежный трафик уже превысил трафик абонентов МТС, говорит президент «Связного» Майкл Тач (его слова приведены в сообщении компании). Он надеется, что продажи контрактов МТС после ее ухода из «Связного» будут быстро замещены продажами sim-карт «Мегафона», «Вымпелкома» и Теle2, так что операционные и финансовые показатели ритейлера не пострадают.

Последние два года МТС и «Связной» считались лучшими друзьями – после того, как в начале 2013 г. заключили крупный и выгодный контракт. Но с тех пор как «Мегафон» и «Вымпелком» вернулись в «Связной», сотрудничать с ними стало выгоднее, чем с МТС, признавался Тач, – в частности, потому, что они заплатили ему аванс за подключение абонентов.

«Связной» + «Евросеть» = ?

Олег Малис рассматривает возможность объединения «Связного» с «Евросетью», рассказывают люди, близкие к акционерам обеих компаний, и сотрудник одного из кредиторов «Связного». Но эта сделка будет не очень простая: убедить в ней Федеральную антимонопольную службу может оказаться нелегко.

Уходя из «Связного» с его 3000 магазинов, МТС остается только с одним каналом продаж – собственной сетью салонов связи, правда, одной из крупнейших в России: она насчитывает 4250 точек (с учетом франчайзи). Соглашение о сотрудничестве с крупнейшим сотовым ритейлером – «Евросетью» (4500 салонов) МТС расторгла еще в 2014 г. – после того, как «Евросеть» перешла в собственность «Вымпелкома» и «Мегафона» и стала, если верить МТС, сознательно занижать ее долю в продажах sim-карт. Сотрудничество с «Евросетью» так и не возобновлено, уточнил вчера представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Аналитики Merrill Lynch в недавно выпущенном отчете предположили, что скоро «Связной» может перестать быть «независимым дистрибутором»: «компанию контролируют кредиторы (в лице Малиса. – «Ведомости»), а «Мегафон» контролирует их [кредиторов]». С одной стороны, МТС даже выгодно перевести продажу всех своих контрактов в собственную розничную сеть, рассуждают аналитики. С другой – «Связной» все-таки приносил МТС 15% всех продаж sim-карт. Солодовников комментировать это не стал, сказав лишь, что на собственную розницу приходится более 60% продаж sim-карт МТС. А Савченко признал, что выход из «Связного» – вынужденное решение и МТС будет искать способы компенсировать выпадающие продажи, чтобы не терять долю рынка.

Представитель «Т2 РТК холдинга» Константин Прокшин сказал лишь, что «Связной» – крупный партнер оператора, поэтому с ними особые условия работы.