Смольный экономит на строительстве метро

Контракт на строительство участка Лахтинско-Правобережной линии метро подешевел на 700 млн рублей
Метростроителям предстоит справиться со станциями глубокого заложения/ М. Стулов/ Ведомости

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга вновь объявил конкурс на строительство участка Лахтинско-Правобережной линии метро от станции «Спасская» до станции «Горный институт», сказано на сайте госзакупок. Максимальная стоимость контракта составляет 20,7 млрд руб. – почти на 700 млн руб. меньше, чем на предыдущем конкурсе в феврале, результаты которого отменила ФАС. Заявки на конкурс принимаются до 23 июля, обеспечение заявки – 1 млрд руб. Итоги будут подведены 6 августа.

Это третий конкурс КРТИ на строительство участка «Спасская» – «Горный институт». Первый, объявленный в декабре 2014 г., признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. Итоги второго антимонопольное ведомство отменило из-за несоответствия требованиям конкурсной документации заявки победителя – ОАО «Метрострой» (25% акций – у Петербургского метрополитена, 25% – у комитета имущественных отношений Петербурга, 22,22% – у Николая Александрова). Кроме «Метростроя» заявки подавали ООО «Специализированное тоннельное строительство» (СТС) и ЗАО «Ремонт и строительство сетей «ПР и СС» (ПРиСС), но конкурсная комиссия признала их заявки не соответствующими требованиям и не допустила до торгов. Обе компании написали в ФАС: СТС просила признать свою заявку соответствующей требованиям конкурса, а заявки других участников – нет, ПРиСС обжаловала нарушения, найденные конкурсной комиссией в ее заявке.

Конкурс на мосты

8,8 млрд руб. – стоимость контракта на строительство моста через Малую Неву в районе острова Серный. Конкурс объявлен комитетом по государственному заказу Петербурга. Заявки на конкурс принимаются до 23 июля, итоги будут подведены 3 августа 2015 г. Подрядчик до мая 2018 г. также должен построить Мало-Петровский мост через реку Ждановку.

Подрядчик должен до 30 ноября 2019 г. построить две станции («Театральная» и «Большой проспект»), перегонные тоннели между ними, съезды, притоннельные сооружения и вентиляционные шахты, сказано в документах закупки. Техническое задание и требования к участникам не изменились.

«Цена контракта снизилась, потому что мы сократили статью на непредвиденные затраты», – объясняет представитель КРТИ. По ее словам, если в ходе работ появятся затраты, которые не учтены в контракте, они будут оплачены по факту выполненных работ в рамках дополнительного соглашения: «Эти средства [700 млн руб.] не будут перераспределены на другие объекты и будут направлены на дополнительные работы, в случае если они возникнут». По ее словам, непредвиденные обстоятельства в конкурсах возникают очень часто, особенно при строительстве метро. Как сказано в документации конкурса, оплата непредвиденных работ и затрат производится по утвержденным актам и локальным сметам на основании дополнительного соглашения. Максимальная сумма всех непредвиденных работ и затрат не может превышать 10% от стоимости работ, говорится в документах закупки.

Гендиректор СТС Василий Смык сообщил, что компания обдумывает возможность участия в новом конкурсе. «Мы изучаем документацию, после того примем решение об участии в конкурсе», – сообщила представитель «Метростроя». По ее словам, объект очень сложный «с геологической точки зрения», вероятность возникновения непредвиденных работ – 90%.

Комитет поменял цену контракта, чтобы снизить интерес к конкурсу у потенциальных участников и поддержать петербургский «Метрострой», считает начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский: «Цена на строительные материалы для метро с конца прошлого года выросла на 30%. Конкуренты посчитают проект и сочтут его убыточным, тогда как «Метрострой» знаком с методами комитета и знает, что может рассчитывать на выплаты по фактическим расходам». По его словам, конкурс предполагает строительство двух станций глубокого заложения, которые выполняются вручную, без горнопроходческого щита: «Это ювелирная работа, и шанс нарваться на дополнительные объемы, не учтенные документацией, очень велик».