Россия поможет Греции нефтепродуктами

Как считают аналитики, за бензин и дизтопливо для греков должны будут заплатить либо компании, либо бюджет
На греческих заправках через несколько недель может появиться российское моторное топливо/ SAKIS MITROLIDIS/ AFP

Россия решила поддержать Грецию и изучает возможность прямых поставок энергетического сырья в страну, рассказал вчера министр энергетики Александр Новак (его слова передал «Интерфакс»): Минэнерго рассчитывает прийти к соглашению за несколько недель.

«Роснефть» в 2014 г. продала в Европу и «другие направления» 43,3 млн т нефтепродуктов (20,9% всех продаж). У «Роснефти» есть доля в германской Ruhr Oel, которая в 2014 г. переработала 10,7 млн т нефти. Есть ли какие-то поставки в Грецию, не известно, компания не ответила на запрос. «Газпром нефть» в 2014 г. экспортировала 15,6 млн т в страны дальнего зарубежья, у нее в Сербии есть НПЗ NIS. «Башнефть» в 2014 г. продала в страны, не входящие в Таможенный союз, 8,9 млн т. Поставляют ли эти компании что-то в Грецию, не ясно, их представители от комментариев отказались.

Новак говорит о поставках нефтепродуктов, утверждает федеральный чиновник, если будет такая задача, будут экспортироваться и бензин, и дизельное топливо, и прочие продукты в нужном количестве. И за нехватку нефти переживать не стоит – опять же, если будет поручение, будет экспорт от компаний в любом случае, считает чиновник: поставки законтрактованы на месяц вперед, так что проблем не будет.

«Неверно воспринимать, что Москва собирается открыть некий канал помощи для Греции, но, исходя из добрых отношений, мы готовы делать какие-то шаги по поддержке ее страдающей экономики», – объяснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Грекам это будет интересно только в одном случае – если будут скидки, уверен старший экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, а значит, за это кто-то должен заплатить: либо компании (за счет снижения цены), либо бюджет (через снижение пошлин). Песков об условиях поставок говорить не стал, но указал: одно дело – покупать на бирже, другое – прямые поставки, цена может быть привлекательнее.

В принципе, государство может «попросить» компании снизить цены, но возможности по такому снижению ограничены. Даже у государственной «Роснефти» есть частные акционеры, они будут против продаж ниже рыночной цены, предупреждает Ежов. Теоретически возможно освобождение от пошлин. Для дизельного топлива это 48% от нефтяной, для бензина –78%; налоговый маневр постепенно снижает их. Хотя прецедентов по отмене пошлин в страны ЕС не было, говорит Ежов. Россия беспошлинно поставляет нефтепродукты в страны Евразийского экономического союза и некоторые другие страны (Таджикистан и пр.), напоминает он, но в любом случае это вопрос выпадающих доходов бюджета и нужен ответ Минфина. Минфин не ответил на запрос.

По данным ФТС, в 2014 г. российские компании экспортировали 4,2 млн т бензина, дизельного топлива – 47,4 млн т; за январь – май 2015 г. – 2,1 млн и 23,6 млн т соответственно. В Грецию экспортируется только дизельное топливо: 587 296 т в прошлом году и 195 672 т в этом.

Точно поставляет в Грецию «Лук­ойл» – с НПЗ в болгарском Бургасе. Этот завод производит топливо класса «Евро-5» с 2009 г., в 2014 г. он переработал 6 млн т нефти, следует из отчета компании. Поступала ли от правительства просьба увеличить продажи нефтепродуктов в Грецию, представитель «Лук­ойла» не сказал. У «Лукойла» есть разные просьбы к правительству – например, о праве работать на шельфе, отмечает федеральный чиновник.

Для российских компаний в экспорте в Грецию ничего страшного нет; экспорт нефтепродуктов в этом году впервые за много лет стал выгоднее поставок на внутренний рынок, указывает Ежов. В этом году все компании увеличили долю экспортируемых нефтепродуктов, включая автобензин 5-го класса, который ранее практически полностью поступал на внутренний рынок. Благодаря увеличению экспорта внутренний рынок опять может стать премиальным.

Если этого не произойдет, есть еще риск дефицита топлива на внутреннем рынке, предупреждает сотрудник нефтяной компании. Со следующего года в России также будет разрешен только 5-й класс, компании предупреждали, что могут не произвести нужного количества. Если 5-й класс еще пойдет и на экспорт, риски дефицита вырастают, заключает сотрудник компании. Риск дефицита топлива есть, подтверждает чиновник Мин­энерго.

На фоне сложных переговоров Греции с кредиторами Россия решила напомнить о себе, показать, что она большая европейская держава, говорит эксперт Центра Карнеги Александр Баунов, но речь для Москвы может идти исключительно о пропагандистских выгодах – стать посредником в переговорах между Афинами и Брюсселем Владимир Путин все равно не сможет.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"