X5 зашла по-соседски

X5 показывает неплохие результаты благодаря «Пятерочке»/ М. Стулов/ Ведомости

Ритейлер X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») приобрел 100 магазинов торговой сети «Соседдушка» в Оренбурге и Оренбургской области, сообщила вчера компания. Благодаря этому X5 почти в 3 раза увеличит бизнес в этом регионе: общая площадь магазинов, перешедших под управление X5 Retail Group, – почти 63 000 кв. м, торговая площадь – 36 700 кв. м, говорится в сообщении. Почти все точки будут ребрендированы в «Пятерочки, только четыре – в «Перекрестки».

Х5 начала активно развиваться в Оренбурге и Оренбургской области в прошлом году, первая «Пятерочка» была открыта в феврале 2014 г., напоминает ритейлер. До сделки у Х5 в регионе работали 54 «Пятерочки» и один гипермаркет «Карусель».

X5 выкупила не все магазины оренбургского ритейлера. По данным сайта «Соседдушки», в его сеть входит 146 магазинов. В сделку с федеральным ритейлером вошли магазины, «которые соответствуют стандартам наших сетей и могут быть интегрированы в Х5», уточнил представитель X5.

Это хорошая сделка – компания занимает устойчивые позиции на региональном рынке; выручка ритейлера в прошлом году составила около 6 млрд руб. без НДС, а сумма сделки без учета долга могла составить около 1,5 млрд руб., оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Большинство точек «Соседдушки» схожи по формату с магазинами X5 и будут безболезненно переформатированы, продолжает он.

Органическое ускорение

198,62 миллиарда рублей составила выручка X5 во II квартале 2015 г., увеличившись на 28,1%, сообщала компания в середине июля неаудированные данные. Дискаунтеры «Пятерочка», приносящие основную выручку группе, ускорили рост продаж до 35%. Их выручка составила 145 млрд руб. за отчетный квартал. В январе – марте выручка X5 росла на 26,5%, подразделения дискаунтеров – на 34,7%.

Сделка с «Соседдушкой» очень мала, она добавит лишь 1% к существующим магазинам и площадям Х5, говорит аналитик UBS Ульяна Ленвальская. «Мы расцениваем такие сделки как часть органического роста компании», – добавила она.

Сейчас многие региональные игроки с большим интересом рассматривают выход из бизнеса, причем его оценка стала более адекватной, рассуждает Бурмистров. Покупка сильных региональных игроков, по мнению Бурмистрова, выгодна также тем, что они обычно успевают занять лучшие места: именно права долгосрочной аренды становятся предметом сделок. Это более выгодно, нежели собственное строительство, так что можно ожидать дальнейших сделок, в том числе и у X5; пик, считает эксперт, придется на IV квартал 2015 г. и I квартал 2016 г.

Для X5 это уже третья сделка с начала года.

В конце апреля X5 сообщила о покупке 100% акций «Спар-ритейла» бизнесмена Александра Мамута, который развивал по франшизе 26 магазинов Spar, включая 11 торговых точек в Москве, семь – в Подмосковье и восемь – во Владимире.

В апреле X5 договорилась о покупке йошкар-олинской сети магазинов «Наш» и получила 26 магазинов в Республике Марий Эл и один – в Чувашии. Бурмистров называет эти сделки аккуратными: они небольшие и магазины быстро проходят интеграцию.

Перед X5 стоит задача вернуть лидерство на рынке, которое в 2013 г. компания уступила «Магниту». «Стратегия Х5 направлена на завоевание долгосрочной позиции бесспорного лидера на российском рынке продуктовой розницы», – говорится в отчете за 2014 г. основного акционера ритейлера, «Альфа-групп».

Во II квартале 2015 г. выручка X5 выросла самыми высокими темпами за последние четыре года (подробнее см. врез).

Помимо роста выручки за счет увеличения торговой площади X5 показывает неплохие результаты благодаря «Пятерочке», считает Бурмистров: по его мнению, X5 нашла правильную стратегию в развитии формата «мягкого дискаунтера», к ним возвращается аудитория, которая была до покупки «Копейки».