Ни мобильного интернета, ни денег

«Вымпелком» начинает списывать со счетов пользователей опции «Самый выгодный интернет в роуминге» средства за международный интернет-роуминг, даже если на смартфоне включен запрет на доступ к нему/ А. Гордеев/ Ведомости

По данным «ТМТ консалтинга», в I квартале 2015 г. выручка операторов сотовой «большой тройки» – МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» – составила 4,4 млрд руб. Эта сумма включает и роуминг данных. Снижение выручки год к году – 23%. По данным опросов Telecom Daily, во II квартале 2013 г. международным роумингом данных пользовалось 2% выезжающих за рубеж абонентов. Во II квартале 2014 г. из-за введения операторами тарифных опций их доля возросла до 6%, а годом позже снизилась до 5%, рассказывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

«Вымпелком» начинает списывать со счетов пользователей опции «Самый выгодный интернет в роуминге» средства за международный интернет-роуминг, даже если на смартфоне включен запрет на доступ к нему. Об этом сообщил на своей странице один из пользователей Facebook. «Самый выгодный интернет в роуминге» предусматривает ежедневную плату за первые 40 Мб интернет-трафика в международном роуминге в размере 200 руб. Работает опция более чем в 70 странах мира, следует из описания «Вымпелкома».

В том, что при подключении тарифной опции средства списываются при запрете роуминга данных, а также при выключенном режиме сотовых данных, на своем опыте убедился корреспондент «Ведомостей», побывавший в конце июля 2015 г. в одной из европейских стран.

Проблему признал гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин. «С выключенным роумингом на телефоне он «хватает» небольшую порцию интернета, и наша система начинает его тарифицировать», – написал он на своей странице в Facebook. По его словам, «Вымпелком» узнал о проблеме от своих абонентов: «Стало понятно, что это проблема с LTE и ее надо срочно лечить. Пока решение носит промежуточный характер, но уже начало работать, уменьшая количество таких случаев». По его словам, деньги, некорректно списанные за интернет в международном роуминге, возвращаются абонентам вне зависимости от того, обращались они к оператору или нет. По словам Слободина, всего таких клиентов около 2000.

Проблемы возникли у абонентов, зарегистрировавшихся в роуминге в LTE-сетях, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Анализ инцидентов позволяет сказать, что они связаны с особенностями работы абонентского оборудования, утверждает она. Такое бывает не только у российских, но и у европейских операторов, уверяет Айбашева. Чтобы уберечь абонентов от ошибочных списаний средств, «Вымпелком» установил нетарифицируемый порог трафика для пользователей роуминга.

Смартфоны и планшеты тут ни при чем, уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Проблема скорее всего в настройках биллинговой системы «Вымпелкома». Служебный трафик операторов – роуминговых партнеров (например, передаваемые со смартфонов данные о подключенных услугах) она расценивает как пользовательский и тарифицирует его, считает эксперт.

Низкий спрос на интернет-роуминг связан с по-прежнему высокими тарифами и непрозрачными условиями их использования. Зачастую, рассчитав свои примерные расходы, абонент получает сильно отличающийся от них счет, отмечает Кусков. Также в первом полугодии 2014 г. поток туристов за рубеж снизился примерно на 30%, приводит Кусков данные Ростуризма.

Возможно, эта ситуация связана с техническими настройками сети, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. У МТС, по его словам, проблем с некорректной тарификацией интернета в роуминге нет. Списаний средств у абонентов не происходит, если они не используют трафик намеренно, сказал Солодовников. Абоненты «Мегафона» не сталкиваются с подобными проблемами, уверяет представитель оператора Татьяна Зверева. В «Т2 рус холдинге» (Tele2) подобная ситуация невозможна, уверяет его представитель Константин Прокшин.