Девальвационная гонка

Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, в ближайший год стоимость риала может сократиться на 1%/ Fotolia / PhotoXPress

У нефтезависимых стран есть два варианта – либо, как Саудовская Аравия, поддерживать привязку к доллару, либо, как Россия и Казахстан, девальвировать национальную валюту, чтобы поддержать прежний уровень нефтедоходов», – говорит Даниэль Солтер из Renaissance Capital. Золотовалютные накопления крупнейшего в мире экспортера нефти – Саудовской Аравии составляют $672 млрд, этого достаточно для поддержки стабильного курса национальной валюты, пишет Financial Times. Но риск девальвации саудовского риала растет, предупреждают аналитики, доходы от нефтяного экспорта идут напрямую в бюджет и с пиковых значений они уже сократились до 42%. Спекулянты могут сделать ставку на падение нефтяных цен. Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, в ближайший год стоимость риала может сократиться на 1%.

Падение цен на нефть грозит увеличением бюджетного дефицита, и нивелировать эффект от дешевой нефти может девальвация национальной валюты. Среди крупнейших экспортеров нефти первой это сделала Россия. По словам Солтера, хотя цена на нефть упала с $115 до $46 c июля 2014 г., страна все еще получает около 80% доходов от нефти в рублевом выражении. После девальвации Казахстан вернул себе 60% нефтяных доходов в тенге.

Переоцененными остаются малазийский ринггит, индонезийская рупия и нигерийская найра, отмечают эксперты. «Найра была привязана к доллару с февраля, несмотря на то что произошло с ценой на нефть и девальвацию других валют», – говорит Ивон Мханго из Renaissance Capital. По ее прогнозам, курс найры по отношению к доллару в ближайший год должен опуститься на 20%. Девальвация найры на 15% в течение следующих недель неизбежна, согласен Бернд Берг из Societe Generale. Снижение цен на нефть создает дополнительное давление и на бюджет других африканских экспортеров сырья. В ближайшее время ослабит национальную валюту правительство Анголы, предупреждает Мханго.

Снизить курс национальной валюты квачи, возможно, придется и властям Замбии. Около 70% доходов от экспорта приходится на экспорт меди в Китай. Правительство Нигерии пытается удержать национальную валюту на слишком высоком уровне, указывают аналитики Capital Economics. Беспокойство инвесторов вызывает и малазийский ринггит, в четверг обновивший минимум за 17 лет в паре с долларом. При этом возможности правительства Малайзии по поддержке нацвалюты ограничены, так как золотовалютные запасы страны опустились ниже отметки в $100 млрд впервые с 2010 г. Bloomberg также предсказывает падение валюты Ганы – седи – из-за падения цен на нефть, резкого роста инфляции, а также роста внешнего долга.

FT, 21.08.2015, Елизавета Базанова