Сложный переход к семейным формам воспитания

Реформа сиротских учреждений сталкивается с бюджетным дефицитом и бюрократией

Реформа содержания детей-сирот в России, переход к семейным формам их воспитания и обычному обучению может оказаться под угрозой из-за бюджетного дефицита и плохих стимулов для чиновников-исполнителей.

Сегодня вступает в силу постановление правительства о реорганизации учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Приюты казарменного типа с большими группами одного возраста должны уйти в прошлое. Их заменят дома с квартирным размещением небольших разновозрастных групп (до шести детей моложе четырех лет и до восьми более старшего возраста), к которым будут прикреплены постоянные воспитатели. Кроме того, разрешено бесплатное проживание в детских учреждениях воспитанников до 23 лет.

Задуманная реорганизация детских домов, где в 2014 г., по данным сайта usynovite.ru, находилось более 72 500 детей, – редкая в современной России история, когда ведомства (Минздрав, Минобрнауки и Министерство труда и социальной защиты) объединились в решении сложной проблемы, учли мнения специалистов и общественных активистов, занимающихся помощью сиротам. Государство отказывается от роли главного воспитателя и учителя детей. Главная цель детских учреждений – возвращение в родную семью или поиск приемных родителей и опекунов. Хороший опыт переходу детских домов к новому типу есть, но масштабирование столкнется со сложностями.

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, постановление правительства разрабатывалось в благополучный период. Сейчас, в условиях бюджетного дефицита, регионам трудно найти средства для переоборудования детских домов и обучения персонала.

Есть и противодействие: содержание ребенка в детдоме для государства в разы дороже, чем в приемной или профессиональной семье, – немало руководителей учреждений привыкли рассматривать воспитанников как ресурс.

Процесс постепенного закрытия советских детских домов шел сам по себе из-за демографических причин, однако резко ускорился в последние два-три года. Заявленный государством приоритет семейных форм устройства сирот сначала совпал с трендом оптимизации бюджетных учреждений. Повлиял ли на это «закон Димы Яковлева» (внутри страны надо было показать хорошую статистику) или общая задача реструктуризации образования и здравоохранения, но для чиновников на местах сокращение числа детдомов стало плюсом в отчетности. В последний год, очевидно, свою роль играет и кризисная экономия.

Главная проблема в том, что один неверный стимул для чиновника – коррупция – сменяется другими неверными стимулами – экономией и отчетностью. Органы опеки порой раздают детей в семьи почти не глядя, а неподготовленные родители затем возвращают их обратно.