Авторынок следует за курсом

В августе 2015 г. российский авторынок сократился на 19,4% год к году/ Д. Абрамов/ Ведомости

В августе 2015 г. российский авторынок сократился на 19,4% год к году, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). С начала года это самый низкий показатель по итогам одного месяца, следует из статистики АЕБ: в июле 2015 г. по сравнению с июлем 2014 г. рынок снизился на 37%, в марте падение достигало пика – 42,5% год к году. Минимум был зафиксирован в январе – 24,4% (см. график).

Опрошенные «Ведомостями» дилеры связывают это с новой волной девальвации рубля. Колебания валютного курса оказывают сильнейшее влияние на текущее поведение покупателей и спрос на товары с высокой стоимостью, такие как автомобили, указывает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (цитата по пресс-релизу). По данным ЦБ, в августе рубль по отношению к доллару подешевел на 10%, при этом с 1 по 25 августа – на 17%.

Продажи «Модуса» в августе превысили июльские более чем на 20%, говорит его коммерческий директор Николай Зайцев: ослабление рубля способствовало оживлению спроса среди тех, у кого оставались деньги и кто не стал делать крупных покупок в первом полугодии. Резкое краткосрочное падение рубля сопровождалось сохранением ценовых предложений автопроизводителей – это и вызвало дополнительный всплеск потребительской активности, уточняет гендиректор «Аларм моторс» Роман Слуцкий. Помогла и продолжающаяся госпрограмма субсидирования автокредитов, отмечает Зайцев.

Кроме того, ряд производителей заявили о предстоящем росте цен, указывает Сергей Удалов из «Автостата». Традиционно в августе продается сравнительно небольшое количество машин, указывает Слуцкий, но в этом году те потребители, кто не был в отпусках, старались сделать покупку раньше, чтобы не столкнуться с повышением цен осенью. До сих пор наблюдается повышенный трафик в автосалоны, согласна гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая.

«Недавнее резкое ослабление рубля гарантирует, что рынок увидит немедленный рост продаж, за которым позже последует соответствующее падение, – предупреждает Шрайбер. – Будьте готовы к еще одному заезду на американских горках!»

В январе – августе 2015 г. в России продано 1,05 млн автомобилей (-33,5% год к году). В июле АЕБ ухудшила прогноз на 2015 г., ожидая сокращения российского авторынка на 36% до 1,55 млн машин.