Потерянный город

Во многих китайских городах закрываются промышленные предприятия, бывшие там крупнейшими работодателями, что подрывает экономическую и социальную стабильность/ Aly Song/ Reuters

Десятилетиями рост экономики Китая обеспечивала тяжелая промышленность, но теперь она переживает спад из-за снижения спроса и избыточных инвестиций. Правительство пытается переориентировать гигантскую экономику страны, делая упор на увеличение потребительских расходов, развитие сферы услуг и технологического сектора. Но из-за этого во многих китайских городах закрываются промышленные предприятия, бывшие там крупнейшими работодателями, что подрывает экономическую и социальную стабильность.

Когда в городе Чэнду в конце марта закрылся работавший 57 лет металлургический завод госкомпании Pangang Chengdu Steel & Vanadium (Panchenggang), около 16 000 рабочих остались без традиционного для них источника средств к существованию, получив лишь денежную компенсацию.

Panchenggang – крупнейший государственный металлургический завод, который будет закрыт в Китае за последние 60 лет. Большая часть его производственных мощностей (2 млн т в год) будет законсервирована, говорят городские чиновники. Это редкий случай для такой политически и экономически важной отрасли. С тех пор как Китай начал закрывать мелкие и средние госкомпании в 1990-х гг., крупные становились только больше, в конечном счете обеспечивая работой 4 млн человек. Сейчас в стране производится около 800 млн т стали в год.

Китайская промышленность развивалась, несмотря на большой избыток мощностей, что негативно отразилось на мировых рынках и рентабельности предприятий. С января 2012 г. цены на сталь в Китае снизились на 60%, в том числе из-за проблем строительного сектора. Хотя спад начал ощущаться в конце 2014 г., некоторые металлургические компании и зависящие от их работы органы местного самоуправления старались не закрывать предприятия.

Эта ситуация напоминает события, произошедшие несколько десятилетий назад в «ржавом поясе» в США – промышленном регионе от Детройта до Балтимора, где были сосредоточены металлургические предприятия. Так, тысячи жителей покинули Цинбайцзян, промышленный район Чэнду, в поисках работы. В нем растет уровень мелкой преступности, а на когда-то оживленных улицах висят объявления о сдаче недвижимости в аренду.

Инвесторы по всему миру обеспокоены, что переход на новый экономический курс может оказаться слишком трудным для Пекина и Китай перестанет быть двигателем роста мировой экономики. Так, промышленное производство в июле продолжило сокращаться, снизившись на 6%. Для сравнения: 10 лет назад темпы его роста составляли 23%. Целевой рост ВВП в этом году, равный 7%, – самый низкий для Китая за последнюю четверть века.

WSJ, 8.09.2015, Алексей Невельский