Не для инвесторов страна

В 11 из 154 стран в прошлом году вообще не было таких проектов, поэтому они были исключены из сравнения/ Dado Ruvic/ Reuters

Замедление экономического роста, а то и рецессия во многих развивающихся странах сказываются на прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Экономическая неопределенность заставляет компании отказываться от проектов, которые в более благоприятных обстоятельствах предоставляли бы им хорошие возможности для экспансии, пишет Financial Times (FT).

По данным fDi Markets, службы FT по анализу прямых инвестиций, капиталовложения в проекты с нуля сократились в первом полугодии по сравнению с тем же периодом 2014 г. в 97 из 154 развивающихся стран.

В 11 из 154 стран в прошлом году вообще не было таких проектов, поэтому они были исключены из сравнения. В 25 из 97 стран таких инвестиций не зафиксировано в этом году; еще в 42 они сократились более чем наполовину, а в 22 – на 20–50%.

Хотя отрицательных примеров больше, говорить о полной заморозке притока ПИИ в развивающиеся страны пока все же не приходится. В процентном выражении лидером стал Казахстан, где вложения в новые проекты подскочили на 258,8% до $2,51 млрд. Из крупных стран впечатляющий результат показала Индия: рост на 149% до $30,6 млрд.

Ни один из трех возможных источников роста ВВП – экспорт, государственные и частные расходы – больше не обеспечивает роста в достаточной степени в развивающихся странах, отмечает Дэвид Любин, главный экономист по развивающимся рынкам Citigroup. Для сохранения устойчивых темпов роста «необходим – причем сегодня даже больше, чем когда-либо в недавнем прошлом, – благоприятный деловой климат, который поддерживает иррациональное начало, формирующее у предпринимателей доверие и спонтанно возникающую решимость действовать», указывает Любин. Пока же, по его словам, «большинство экономистов и аналитиков, хоть как-то знакомых с развивающимися рынками, могут назвать только две страны, которые имеют четкие стратегии реформ и более-менее проводят их в жизнь: это Индия и Мексика».

В Мексике, которая впервые почти за 80 лет открывает для частных и иностранных инвесторов свой энергетический сектор и либерализует телекоммуникационный, в первом полугодии, по данным fDi Markets, прямые инвестиции в новые проекты сократились на 3,35% до $13,97 млрд. Но эти результаты по динамике оказались одними из лучших в Латинской Америке.

Россия в первом полугодии привлекла в новые проекты лишь немногим больше денег от иностранных компаний, чем Казахстан, – $2,806 млрд, но динамика была противоположной: инвестиции сократились на $46,1%. Зарубежные инвесторы вложили в новые российские проекты даже меньше, чем в Боснии и Герцеговине ($2,834 млрд, рост на 228,8%, 3-е место в общем рейтинге).

Падение зафиксировано и в других крупных развивающихся странах: на 26% – в Китае, на 65% – в Бразилии, а также почти на 50% – в Малайзии и на Филиппинах. Значительное снижение показали нефтепроизводители – Ангола (-99%) и Саудовская Аравия (-52%) – в результате того, что в первом полугодии 2014 г. крупные инвестиции в них совершила французская Total.

Инвестиции в новые проекты требуют времени, поэтому говорить о долгосрочных трендах, может быть, преждевременно, отмечает FT. Но столь масштабное падение в столь значительном числе стран в первом полугодии может говорить о том, что переломить эту тенденцию во втором полугодии будет крайне сложно, пишет газета.