Сбербанк и Альфа-банк требуют банкротства «Трансаэро»

Первый подавший иск может контролировать процесс банкротства
Сбербанк и Альфа-банк подали иски о банкротстве «Трансаэро»/ Юрий Смитюк/ ТАСС

Сбербанк 16 октября подал иск о банкротстве «Трансаэро» в Арбитражный суд Санкт-Петербурга, его заявление еще не принято к производству, говорится на сайте суда. Того же потребовал и Альфа-банк, сообщили в пресс-службе банка. Сотрудник банка пояснил, что заявление было подано в воскресенье, 18 октября, по электронной почте, а 19 октября представлено лично. На едином портале арбитражных судов упоминания об этом иске вчера не было, телефоны в понедельник вечером не отвечали.

Сколько задолжала «Трансаэро» обоим банкам, ни авиакомпания, ни кредиторы не раскрывали. По данным РБК, долг перед Сбербанком составляет 6 млрд руб., перед Альфа-банком – 600 млн руб.

Согласно вступившим в силу в июле поправкам в закон «О несостоятельности», банки могут требовать банкротства юрлица, не отсуживая у него предварительно просроченный долг, а просто уведомив о намерении банкротить через единый федеральный реестр и выждав 15 дней. Оба банка разместили сообщения в реестре в один день – 2 октября, на следующий день после того, как на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было решено банкротить «Трансаэро», накопившую 250–260 млрд руб. долгов (в том числе 80–85 млрд руб. перед банками).

15 дней истекли 18 октября, в воскресенье. Получается, что Сбербанк подал иск о банкротстве, не дождавшись этого срока. Пресс-служба Сбербанка от комментариев отказалась.

Юристы четко выждали срок, говорит менеджер Альфа-банка. «В нашем представлении суд должен оставить заявления Сбербанка без рассмотрения», – говорит менеджер другого банка-кредитора. Возможно, они подали 16 октября потому, что это последний рабочий день перед выпадающим на воскресенье 18-м числом, рассуждает собеседник «Ведомостей».

«В законе сказано, что право на иск не возникает до истечения 15 дней со дня уведомления, следуя этому, суд должен вернуть заявления Сбербанка», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры» Дмитрий Матвеев. Но практики применения этой нормы нет. Возможно, мотивы Сбербанка таковы, что рассматриваться иск будет уже по истечении 15 дней и суд не откажет в рассмотрении по процессуальным основаниям, рассуждает он. Правда, в таком случае Альфа-банк может посчитать, что его права нарушены, ведь подавший заявление первым имеет право предложить свою кандидатуру арбитражного управляющего, напоминает Матвеев.

Борьба за наследство

Все крупнейшие авиаперевозчики уже подали заявки на международные направления «Трансаэро». Самые большие аппетиты у «Аэрофлота» (по словам гендиректора Виталия Савельева, он претендует на 57 из 92 направлений), который, по собственным оценкам, с начала сентября потратит на обеспечение работы «Трансаэро» и перевозку ее пассажиров около 17 млрд руб. С 6 октября рейсы «Трансаэро» частично отменяются, пассажиров перевозят «Аэрофлот», «Ютэйр», S7, «Уральские авиалинии» и другие авиакомпании.

Банкротить «Трансаэро», чтобы получить долги, вряд ли разумно. У компании в собственности только 10 самых старых самолетов из парка в 105 судов, средний возраст парка на конец июня был 16 лет. «Самолеты в собственности «Трансаэро» принесут при продаже максимум несколько миллионов долларов», – говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

«Известно, что часть кредиторов выступает за банкротство, другая часть хотела бы попытаться спасти компанию, и арбитражный управляющий будет действовать в интересах выдвинувшего его кредитора», – говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Первого октября банк МФК сообщил, что у него имеется план спасения «Трансаэро», а банкротство станет самым неблагоприятным для кредиторов вариантом.