LetterOne сделала первый шаг в Бразилию

Oi – один из крупнейших в Бразилии операторов фиксированной связи/ Dado Galdieri / Bloomberg

Аналитик Газпромбанка Сергей Васин считает, что TIM Participacoes можно оценить (с учетом долга) в $10 млрд, а Oi – в $3 млрд. Если LetterOne решит вложить $4 млрд в уставный капитал новой компании, то сможет рассчитывать на 20–30% акций, говорит Васин. У LetterOne, если она решит войти в капитал объединенного оператора, будет блокпакет, согласен аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Но даже если LetterOne не получит акций, а оформит инвестицию в виде займа, ее бразильским партнерам стоит обратить внимание на историю с Turkcell, говорят Васин и Либин. В 2005 г. предшественница LetterOne – Altimo предоставила заем владельцу контрольного пакета турецкого оператора – группе Cukurova, а затем стала требовать заложенные по этому кредиту акции под предлогом дефолта заемщика.

Бразильский оператор мобильной и фиксированной связи Oi S.A. и российская инвестиционная группа LetterOne Technology объявили, что вступили в «эксклюзивные переговоры». Их цель – разработать совместными усилиями «структурные и финансовые варианты, позволяющие Oi участвовать в любой консолидации бразильского телекоммуникационного рынка», сообщил представитель LetterOne, уточнив, что пока переговоры в «предварительной стадии».

В прошлый понедельник бразильский оператор сообщил, что LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева предложила внести в его капитал до $4 млрд. Предложение поступило крупнейшему владельцу Oi – банку BTG миллиардера Андре Эстеваса. В пятницу Oi добавила, что соглашение с LetterOne вступило в силу 23 октября и ограничено сроком в семь месяцев.

Oi – один из крупнейших в Бразилии операторов фиксированной связи, а вот в мобильной отстает: по количеству абонентов она только четвертая (17,78 млн подписчиков, или 6,3% рынка, по данным бразильского информационного портала Telco). Помимо BTG крупные владельцы Oi – банк развития Бразилии BNDES и пенсионный фонд учителей Онтарио; часть акций торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и на Фондовой бирже Сан-Паулу.

Разница в 10 раз

20,02 миллиарда бразильских реалов составляла капитализация TIM Participacoes на бирже Сан-Паулу в пятницу ($5,19 млрд). Рыночная стоимость Oi S.A. была на порядок ниже – 2,39 млрд реалов ($611,7 млн). Менее чем за год она рухнула в разы

Еще в 2014 г. Oi объявила, что хотела бы объединиться со вторым бразильским оператором мобильной связи – TIM Participacoes. В конце июля 2015 г. оператор обслуживал 26,3 млн абонентов (9,3% рынка, по данным Telco). Слияние не только укрепило бы позиции Oi на рынке, но и облегчило бы долговую нагрузку: на конец II квартала 2015 г. чистый долг оператора в 3,7 раза превосходил 12-месячную EBITDA. Инвестбанк BTG Pactual обещал помочь компании найти средства для участия в сделке без размывания доли существующих акционеров.

LetterOne готова предоставить ей деньги как раз для сделки с TIM Participacoes, следует из их заявлений. Ни LetterOne, ни Oi не уточняют, хочет ли российский инвестор войти в капитал компании или предоставить деньги в кредит.

Если сделка с TIM Participacoes состоится, на бразильском рынке появится оператор с более широким покрытием, способный конкурировать с глобальными игроками, уже работающими в Бразилии, говорится в заявлении Oi. Состоится ли она, правда, не ясно: основной владелец TIM Participacoes – Telecom Italia пока не ведет переговоров ни с Oi, ни с LetterOne, сообщил недавно ее гендиректор Марко Патуано (здесь и далее цитаты по агентству Bloomberg). Он признал, что обесценившаяся бразильская валюта предоставляет «отличные возможности» для «инвесторов, мыслящих в долларах или евро» (за последний год реал потерял 35% стоимости по отношению к доллару), но добавил: Telecom Italia будет думать о сделках в Бразилии не раньше, чем увидит новые подходы местного регулятора к рынку.