Русский след в китайском обвале

Китайские власти продолжают охоту на финансистов, которых считают причастными к обвалу рынка/ AP

Yishidun была учреждена в Гонконге в 2012 г. Георгием Зарей и Антоном Мурашовым, сообщает FT. В профиле на LinkedIn Мурашов называет себя управляющим директором московской высокочастотной трейдинговой фирмы Quantstellation. Заря работал в БКС начальником продаж алгоритмической торговли. По данным The New York Times, Yishidun принадлежит двум гонконгским компаниям, которыми владеют Заря и Мурашов. Власти подозревают Yishidun в получении более 2 млрд юаней ($316 млн) незаконной прибыли.

Сюй, управляющий хедж-фондом Zexi Capital, был арестован в воскресенье, сообщает агентство «Синьхуа». Чтобы поймать его, полиция, по данным FT, на 40 минут перекрывала 36-километровый мост, соединяющий города Нинбо и Шанхай. Вчера утром офис Zexi Capital был закрыт, рядом с входом лежала стопка свежих газет, на телефонные звонки никто не отвечал, сообщает Bloomberg.

Сюй известен как «китайский Карл Айкан». Он занимает 188-е место среди богачей страны с состоянием в 14 млрд юаней ($2,2 млрд) по версии Hurun Rich. Он «притягивал» к себе и других управляющих, работающих на востоке страны и славящихся способностью двигать котировки акций некоторых компаний на максимально разрешенные 10% (после этого торги приостанавливаются).

Zexi Capital входит в число 28 китайских хедж-фондов с активами от 10 млрд юаней (данные Securities Times). Пять продуктов ее фондов оказались в двадцатке лучших в стране по совокупному доходу в 2015 г. (данные ZCMall). Первое место также занимает продукт Phase 3 от Zexi – на 23 сентября он принес инвесторам 377% годовых.

Для китайского рынка акций этот год складывается куда менее успешно. После роста Shanghai Composite на 153% за год, завершившийся 9 июня, он обвалился на 45% к 26 августа и с тех пор отыграл 19%. Zexi Capital не занимается короткими продажами, но его способность зарабатывать на падающем рынке вызвала подозрения властей. Сюй был арестован по подозрению в инсайдерской торговле и манипулировании котировками.

А теперь банкиры

В рамках антикоррупционной кампании арестован президент третьего по размерам банка страны – Agricultural Bank of China Чжан Юнь. «Его забрали для оказания помощи в расследовании», – сообщают Sina Finance и QQ Finance, используя традиционный в Китае эвфемизм для обозначения ареста. С 2012 г., когда Си Цзиньпин возглавил компартию Китая, более 100 000 человек были обвинены во взяточничестве. В прошлую субботу комиссия, занимающаяся антикоррупционным расследованием, сообщила о начале проверок в финансовых регуляторах и четверке крупнейших госбанков. Ранее она проверяла энергетический, медиа- и телекоммуникационный секторы.

Также были задержаны топ-менеджеры гонконгской Yishidun International Trading Гао Янь и Лян Цзэчжун по подозрению в манипулировании в июне и июле ценами фьючерсов на акции. По данным полиции, чтобы превышать лимиты на сделки, Yishidun пользовалась 31 счетом и при помощи теневых финансовых структур выводила деньги из Китая. Yishidun пользуется высокочастотными стратегиями, и, например, 26 июня ее сделки превышали 30% оборота фьючерсов на индекс акций 50 крупнейших компаний, торгующихся на Шанхайской бирже, SSE-50.

Министерство общественной безопасности КНР сообщило о раскрытии крупного мошенничества с фьючерсами, в котором участвовали Заря и Мурашов, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на деловое издание «Цайсинь». Мурашов и группа зарубежных IT-специалистов разработали программы, позволяющие за короткое время совершать много операций с ценными бумагами и манипулировать рынком.

Претензии китайских властей вызывают недоумение и у них нет причин, кроме политических, заявил «Ведомостям» Заря. По его словам, весь период работы на китайском рынке деятельность компании была законной, она сотрудничала с биржами в Шанхае и претензий к ней не было. «Китайская судебная система не дает оснований надеяться на законное и справедливое рассмотрение этого выдуманного дела и его деталей, – говорит Заря, – поэтому я и мои коллеги, в том числе оказавшиеся под следствием в Китае, будут просить помощи международных и российских правозащитных организаций в противостоянии угрозам и давлению». Заря подтвердил, что он миноритарный партнер Yishidun, а Мурашов – основной. Оперативно связаться с Мурашовым вчера не удалось.

Использована информация WSJ, FT