Экономия на проводе

Корпоративные клиенты ищут возможности сэкономить на услугах проводной связи/ А. Махонин/ Ведомости

Ранее на сокращение выручки от обслуживания фиксированных абонентов в госсекторе и корпоративном сегменте сетовали менеджеры «Вымпелкома» и «Мегафона», утверждает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Компании во время кризиса пытаются сэкономить на услугах связи: ищут более дешевые предложения, проводят для этого тендеры и меняют поставщиков, рассказывает Венгранович. Что касается госсектора, то, по словам менеджмента «Ростелекома», традиционно тендеры на обслуживание госструктур проводятся в III квартале года, объясняет он. Но в этом году значительная часть тендеров отложена, перенесена на IV квартал, чем и объясняется спад выручки, говорит Венгранович.

Выручка МТС от услуг фиксированной связи для госструктур и корпоративных клиентов в III квартале 2015 г. снизилась год к году на 11,3% до 7,7 млрд руб., следует из отчета оператора. Выручка «Ростелекома» от услуг для госсектора в июле – сентябре 2015 г. снизилась примерно на 6% до 11,7 млрд руб., для коммерческого сектора осталась на прежнем уровне, говорится в материалах «Ростелекома».

По предварительной оценке iKS-Consulting, весь рынок фиксированной связи для корпоративных клиентов в 2015 г. по сравнению с 2014 г. останется примерно на том же уровне, составив 151 млрд руб., говорит ее гендиректор Максим Савватин. Но в госсекторе скорее всего будет падение доходов: из-за жесткой конкуренции и сокращения бюджетов ведомств контракты на их обслуживание дешевеют, тарифы снижаются, отмечает он.

Снижение выручки от фиксированных услуг для бизнеса и госсектора в III квартале представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет разовым фактором – контрактом с правительством Москвы, заключенным в III квартале 2014 г. Но общее снижение спроса со стороны бизнес-абонентов заметно: сейчас они оптимизируют бизнес, закрывают дополнительные офисы, сокращают расходы на связь, отмечает он. Сокращаются и доходы от проводной телефонной связи, которые, впрочем, компенсируются ростом голосового и интернет-трафика на корпоративном рынке мобильной связи, объясняет Солодовников.

У «Ростелекома» выручка от обслуживания клиентов в госсекторе снизилась в связи с переносом сроков проведения конкурсов на обслуживание госструктур, говорит его представитель Андрей Поляков. По его словам, значительная часть тендеров, которые планировались на III квартал, уже состоялась в начале IV квартала. Если брать результаты за девять месяцев, то в 2015 г. в этом же сегменте отмечается небольшой рост по сравнению с девятью месяцами 2014 г., отмечает Поляков.

Массовый рынок

Выручка МТС от обслуживания частных пользователей фиксированной связи в III квартале 2015 г. выросла год к году, по данным компании, на 3,6% до 7,4 млрд руб. У «Ростелекома» в этом сегменте спад выручки на 1%.

За год часть компаний-клиентов закрылась, а оставшиеся стремятся экономить на услугах связи, сетует гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В поисках наиболее выгодных тарифов они стали часто менять операторов и компании связи вынуждены делать значительные скидки, чтобы сохранить клиентов, рассказывает он. Например, в Москве операторы сейчас зачастую предоставляют корпоративным клиентам широкополосный доступ (ШПД) по таким же тарифам, как частным, – от 500 руб. в месяц, отмечает Мирзабеков. Есть категория клиентов, для бизнес-процессов которых время реакции оператора на обращения и качество обслуживания не важны: такие переключаются на ШПД от мелких операторов, утверждает он. По его словам, на фоне жесткой межоператорской конкуренции снижаются тарифы и для клиентов из госсектора.

«Мегафон» и «Вымпелком» не раскрывают выручку от обслуживания корпоративных и государственных абонентов фиксированной связи, а также ее изменение. Некоторое падение выручки от услуг фиксированной связи для корпоративных клиентов представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева объясняет тем, что такие абоненты, экономя, все чаще используют облачные сервисы и конвергентные сервисы на базе мобильной связи. Такие решения предлагает и «Вымпелком», говорит Айбашева. По ее словам, выручка от услуг мобильного интернета для бизнес-абонентов в III квартале 2015 г. выросла на 15%.

Представитель «Мегафона» связывает рост выручки от фиксированной связи (на 9,5% в III квартале 2015 г. по сравнению с тем же периодом 2014 г.) в том числе с увеличением клиентского портфеля в госсегменте: новыми контрактами с МВД, ФСО, Минюстом. На развитие услуг передачи данных в корпоративном сегменте влияние оказали и проекты по обеспечению услугами связи саммитов БРИКС, ШОС и жеребьевки чемпионата мира по футболу, добавляет он.