Удорожающий фактор


До благоустройства Крымская набережная была проезжей частью, сюда же зимой свозили снег со всего района, работали снегоплавильни, ландшафт совсем не располагал к прогулкам. Сегодня это пешеходная зона со всеми необходимыми составляющими: набережная стала частью парка и музейного пространства «Музеона», открыты кафе, есть велодорожка, фонтаны, удобные лавки, проходят крупные концерты, театральные фестивали, занятия йогой, танцами, живописью. Вместе с этим выросла и посещаемость набережной и всего парка – с 450 000 человек в 2012 г. до 6,7 млн в 2015 г.

Елена Тюняева

Родилась в 1975 г. Окончила РХТУ им. Д. И. Менделеева по специальности «менеджмент». 10 лет работала в должности арбитражного управляющего в некоммерческом партнерстве «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». В 2011 г. была назначена директором Парка искусств «Музеон». 1 октября 2015 г. «Музеон» вошел в состав ЦПКиО им. Горького, а Тюняева назначена директором объединенных территорий.

Наш мегаполис в основном состоит из зданий и дорог, и, насыщая город новыми пешеходными зонами, объектами отдыха горожан, мы работаем и на повышение доходов. Если снова посмотреть на примере «Музеона» – это один из немногих парков в городе, в первой линии от которого есть жилые дома. Исторически здесь сложился район Голутвинская слобода, где живут и работают люди. В течение всего дня они отдыхают и обедают в парке, проводят здесь деловые встречи и переговоры. Пока родители работают, дети гуляют на открытом воздухе, мы проводим для них мастер-классы с образовательным уклоном, игры. Для взрослых и молодежи – крупные концерты, театральные постановки, лекции и кинофестивали.

Но благоустройство набережных – это не только вклад в культурное развитие всего города, но и очень эффективное вложение средств. В связи с развитием Крымской набережной постепенно начала расти стоимость жилья в этом районе, а стоимость аренды офисных помещений не падает. Крымская набережная – это проект, который был сделан за счет бюджета Москвы, как производная – дальше – возможность парку наполнить этот проект высоким уровнем сервиса, новыми интересными форматами событий и, конечно, возможность учреждению культуры зарабатывать на этом самостоятельно. Никто не говорит про 100%-ную окупаемость в течение 50 лет, потому что в данном случае и социальные проекты, и бизнес-проекты – все в одном портфеле. Поэтому я очень рада, что эта тенденция началась, что мы были первыми, кто реализовал такой проект в центре Москвы. Надеюсь, что это будет продолжаться.

Автор - директор объединенной территории Парка Горького и «Музеона»