Валютный курс сбил авторынок

Валютный курс сбил авторынок/ Е. Разумный/ Ведомости

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились в ноябре 2015 г. на 42,7% по сравнению с ноябрем прошлого года – до 131 572, свидетельствует статистика комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это худший результат по итогам отдельно взятого месяца в этом году: до этого пик падения был зафиксирован в марте – тогда продажи год к году сократились на 42,5%.

Тем не менее в ноябре 2015 г. было продано на 1,2% больше машин, чем в октябре 2015 г. Всего в январе – ноябре 2015 г. было продано 1,45 млн автомобилей – это на 34,5% меньше, чем годом ранее.

Слабые результаты ноября связаны с высокой базой ноября 2014 г., следует из заявления АЕБ. «Год назад рубль пикировал и покупатели штурмовали дилерские центры, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса», – приводятся в сообщении слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. Его выводы подтверждает и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В ноябре значительно снизились корпоративные продажи, добавляет директор департамента продаж ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев, в целом по году их доля в розничных продажах составляла около 35%, а в ноябре упала до 20%.

В ноябре продажи двух самых популярных марок – Lada и Hyundai – выросли соответственно на 4,8 и 6,8% по сравнению с предыдущим месяцем согласно АЕБ. У Lada на улучшении результатов отразились выход на рынок Lada Vesta, продолжение программ утилизации и обновления автопарка, объясняет Удалов. Продажи Lada Vesta стартовали вечером 24 ноября, до конца месяца было продано 1748 машин (19-е место среди самых продаваемых моделей ноября). На [ноябрьские] продажи Hyundai оказали благотворное влияние госсубсидии, сказал исполнительный директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев.

Год к году ноябрьские продажи Lada сократились на 29%, Hyundai – на 7%.

Kia, замкнувшей тройку лидеров, продано на 32% меньше, чем годом ранее, и на 2,1% меньше месяц к месяцу – 14 125 автомобилей. Клиенты ожидают традиционной распродажи в конце года, с этим может быть связана некоторая пауза в ноябре, полагает представитель Kia. Также, по его словам, в ноябре на Kia Rio (самая продаваемая модель этой марки) по итогам ежемесячного пересмотра условий спецпредложений была уменьшена скидка. В ГК «Автоспеццентр» в ноябре ощущался дефицит автомобилей Kia Rio ликвидной комплектации, замечает Зиновьев. Ценовая категория с Hyundai Solaris у Kia Rio одна, машины практически идентичны по характеристикам, продолжает он, поэтому часть аудитории могла уйти в Hyundai просто из-за нехватки машин.

Ожидания АЕБ относительно декабря «скромные». Особенно в сравнении с рекордными продажами на пике короткого бума в 2014 г., предупреждает Шрайбер. Декабрь будет лучше, чем ноябрь, из-за скидок и акций, которые будут предлагать дилеры, надеется Удалов. В декабре спрос оживился – не только из-за начала сезона предновогодних акций, но и из-за очередного витка повышения курса доллара, который породил ожидание роста цен, отмечает директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф центр» Светлана Виноградова. В ассоциации «Российские автодилеры» прогнозируют декабрьские продажи на уровне 128 000 шт. (на основе данных контрактования 300 дилерских центров за ноябрь).

Прогноз АЕБ по продажам новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России на 2015 г. – 1,57 млн шт., что на 37% меньше результата 2014 г. По итогам года будет продано 1,6 млн машин, ожидает Удалов.