Как заработать на потребностях людей?


Выбирая недооцененные компании в период экономической турбулентности, нужно думать в первую очередь не о масштабах бизнеса, которые могут сократиться, не о стоимости компании, которая может еще снизиться, а о том, чтобы каждый вложенный рубль сработал как можно эффективнее и принес большую отдачу.

Главное для бизнеса – это получение прибыли за счет удовлетворения потребностей людей. Человек, и именно человек в конечном итоге платит за услуги и продукты.

Нужно выбирать компании, не требующие большого капитала для поддержания деятельности, не материалоемкие, не встроенные в производственные цепочки смежников, а компании, которые ближе к людям, к конечным потребителям. Снижение совокупного спроса очень сильно бьет по экономике, по компаниям, по их прибыли. Поэтому мы не вкладываем в компании, которые зависят от массового спроса, например в сфере машиностроения или энергетики, а ищем ниши, в которых конечный спрос не эластичен.

Первое – здоровье. Государственные клиники сокращаются, а частные развиваются. Люди экономят на здоровье до определенных пределов, но от качественных медицинских услуг не откажутся. Инвестиции в медицину и здравоохранение окупятся и принесут прибыль быстрее, чем во многих других отраслях.

Александр Лосев

Работу на российском финансовом рынке начинал 18 лет назад с позиции трейдера в АКБ «Мосстройэкономбанк», а позднее – начальника отдела операций с ценными бумагами в АКБ «Токобанк», став одним из первых дилеров рынка государственных ценных бумаг. С апреля 1997 г. руководил управлением рынков капиталов Райффайзенбанка.
С 2010 г. – гендиректор УК «Спутник – управление капиталом». Председатель экспертного совета по фиксингу Национальной фондовой ассоциации.

Второе: вспомните, любимое слово наших чиновников – «импортозамещение». Продукты питания – это и есть то, за что люди заплатят. Небольшие компании по переработке сельхозпродукции в сфере птицеводства и овощеводства стоят не дорого, а отдачу приносят быстро.

Не надо думать, что будут расти компании, у которых много работников, основных средств производства, зданий и сооружений. Оборудование требует периодической замены, а повышение производительности труда – инвестиций и переобучения, а значит, и больших капиталовложений. Наоборот, будут расти компании, бизнес которых опирается на знания, на современные технологии, которые нужны людям, которые могут развернуть деятельность в любом городе, районе, даже в отдельном доме. Такие объекты мы сейчас ищем для прямых инвестиций.

На Генассамблее ООН председатель КНР Си Цзиньпин сказал: «Там, где не поможет невидимая рука рынка, поможет видимая рука государства». И это для России тоже очень актуально. Но качество корпоративного управления компаний с госучастием или с интересами крупных чиновников, как правило, ниже, а значит, ниже и эффективность их работы, и доля прибыли, которую получит в итоге инвестор. Инвестиций в такие компании в кризис следует избегать, несмотря на кажущиеся на первый взгляд плюсы.

Если говорить о портфельных инвестициях, не соглашусь с Максимом Кравченко (управляющий партнер Proxima Capital Group, см. стр. 28) – не 30%-ный дисконт на Россию, а в 4 раза по сравнению с западными компаниями. В индексе РТС значение P/E в среднем – 4,7. А в S&P 500 – 19. Значит, в 4 раза многие компании могут вырасти, если изменится бизнес-климат.

Автор - генеральный директор УК «Спутник – управление капиталом»