Китайский минимум

Китайская экономика завершила 2015 г. худшим результатом за четверть века/ Pixabay

Экономика Китая в 2015 г. выросла на 6,9%, по данным Национального статистического бюро, это худший результат за 25 лет. Годом ранее ВВП страны вырос на 7,3%. Рост в октябре – декабре (6,8%) был минимальным с 2009 г.

Другие данные, опубликованные во вторник, также указывают на торможение экономики. Инвестиции в основные средства выросли в годовом сравнении на 10% – минимум с 2000 г. Промпроизводство в декабре увеличилось на 5,9% после роста на 6,2% в ноябре, за весь 2015 год – на 6,1%. Замедление темпов роста к концу 2015 г. означает, что давление на местный рынок ценных бумаг сохранится, это вызовет дальнейшее ослабление юаня на фоне роста оттока капитала из Китая, отмечает экономист JPMorgan Хайбин Джу.

В 2016 г. экономику Китая ждут более серьезные проблемы, предсказывают экономисты и даже китайские чиновники. Цель правительство на 2016 г. – рост ВВП на 7% – будет пересматриваться, говорил WSJ высокопоставленный чиновник. В обновленном прогнозе МВФ оставил неизменной оценку роста ВВП Китая в 2016 г. – 6,3%, в 2017 г. – 6%.

Ключевые проблемы экономики – рост долгов и падение фондового рынка. По оценкам UBS Group, общий долг в Китае на конец 2015 г. составил 260% ВВП, с 2007 г. он вырос почти на 100%. Его обслуживание обходится компаниям и домохозяйствам примерно в 20% ВВП, подсчитали аналитики Банка международных расчетов. Прибыль китайских госкомпаний сократилась в годовом исчислении за январь – ноябрь 2015 г. на 9,5%, в то время как их долг вырос на 18,2%, свидетельствует исследование BMI Research.

Традиционные инструменты, которые правительство использует для восстановления роста, – расходы на инфраструктуру, увеличение экспорта и дешевые кредиты – все менее эффективны, пишет WSJ. Если правительство продолжит вкладывать в убыточные компании, инфраструктуру и обслуживание долга, это лишит экономику высокоэффективных инвестиций и приведет к затяжному застою. «Увеличение инвестиций не оказывает устойчивого положительного влияния на китайскую экономику», – говорит Джу. Из-за проблем развивающихся стран китайский экспорт также не может быть стимулом развития, указывают эксперты Всемирного банка. В 2007 г. на долю экспорта приходилось 34,9% ВВП страны, в 2014 г. – только 22,6%.

Пекин оказался перед дилеммой, пишет WSJ: если правительство снизит ставки, увеличится отток капитала, если повысит – закредитованные компании рискуют обанкротиться. «Проблема в том, как сократить сектор неработающей промышленности без резкого ухудшения на рынке труда», – говорит экономист Societe Generale CIB Клаус Баадер.

Китай пытается построить экономику, растущую за счет сферы услуг и внутреннего потребления, а не экспорта и инвестиций, пишет Bloomberg. «Рост все еще слабоват, но о коллапсе речи не идет. Стимулы помогают, но требуется дальнейшая поддержка для перехода от экономики производства и инвестиций к услугам и потреблению», – считает главный экономист AMP Capital Investors Ltd. Шейн Оливер.

Использованы материалы WSJ