«Лента» продаст оптом

У «Ленты» уже налажена инфраструктура для продаж оптом/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Российский продовольственный ритейлер «Лента» изучает возможности оптовых продаж, чтобы поддерживать темпы роста во время кризиса. Об этом рассказал генеральный директор «Ленты» Ян Дюннинг на телеконференции с инвесторами и аналитиками, отвечая на вопрос о планах компании по опту на фоне замедления экспансии Metro в России. Руководство «Ленты» видит возможности в этой нише и работает над подобным проектом, отметил Дюннинг. «Когда мы поймем, что это будет серьезная история, мы расскажем об этом рынку подробнее», – добавил гендиректор ритейлера.

«Лента» занимается оптом не первый год, но в незначительных масштабах, развитие этого направления принесет дополнительную выручку, говорит аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. По ее словам, в оптовых продажах более низкие цены и, как следствие, невысокая рентабельность. Но у «Ленты» уже налажена вся инфраструктура для оптовых продаж, поэтому и затраты не будут большими, отмечает Колбина.

В Санкт-Петербурге и Москве «Лента» сможет занять нишу поставок продуктов для кафе и ресторанов, предполагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас, по его мнению, величина минимальной партии и условия доставки Metro не всегда устраивают рестораторов, которым необходимы ежедневные поставки свежих продуктов малыми партиями. Рынок таких поставок в Москве превышает 40 млрд руб., а в Санкт-Петербурге – 10 млрд руб., отмечает Бурмистров. Кроме того, за счет низких закупочных цен и эффективной логистики «Лента» в перспективе может начать поставки в несетевые продуктовые магазины и малые сети и, таким образом, потеснить дистрибуторов в ряде товарных категорий, добавляет Бурмистров.

План наступления

В 2016 г. «Лента» планирует открыть 40 гипермаркетов (в 2015 г. было открыто 32) и активнее наращивать сеть супермаркетов (в 2015 г. открылось восемь новых супермаркетов), сообщил Дюннинг. В частности, «Лента» может начать развивать супермаркеты не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, сказал Дюннинг. Сейчас у «Ленты» 140 гипермаркетов и еще 32 супермаркета.

В похожем направлении работают и конкуренты «Ленты». Крупнейший российский ритейлер «Магнит» обсуждал, например, проект в сфере мелкооптовой торговли в апреле 2015 г. с Тульской областью. «Проект рассчитан как на небольших индивидуальных предпринимателей, которые занимаются торговлей, так и на физических лиц», – отмечалось в сообщении областного правительства.

Оптовые продажи «Магнита» увеличились более чем в 3 раза за 2015 г. – до 2,81 млрд руб., согласно неаудированным данным компании по МСФО.

Сейчас наиболее крупный игрок в российской мелкооптовой торговле – германская сеть Metro Cash & Carry. Аналитики Infoline оценивали ее выручку в России за 2015 г. в 230 млрд руб. Однако германская Metro AG решила сконцентрироваться на развитии на европейском рынке, в частности в Германии, писала в начале 2016 г. газета The Wall Street Journal.

«Лента» – самый быстрорастущий продовольственный ритейлер по выручке в России по итогам 2015 г., следует из уже опубликованных отчетов крупнейших компаний отрасли («Магнит», Х5, «Дикси»). Выручка «Ленты» в 2015 г. выросла на 30,3% год к году до 252,76 млрд руб., сообщила вчера компания. Для сравнения: выручка Х5 Retail Group выросла на 27,3% за год, «Магнита» – на 24,27%, «Дикси» – на 18,9% (данные компаний).

При этом все крупнейшие ритейлеры столкнулись с замедлением роста выручки к концу 2015 г., избежать этого не удалось и «Ленте». В IV квартале прирост продаж «Ленты» замедлился до 26,2% (75,11 млрд руб.) по сравнению с 29,3% за аналогичный период 2014 г.

Замедление стало результатом сокращения продуктовой корзины потребителя, особенно заметным оно было в декабре, когда люди отказывались от дорогих товаров для новогоднего стола, отмечают аналитики Renaissance Capital. Они не ожидают резкого роста и в I квартале 2016 г.

В течение года усиливалось давление на доходы потребителей, инфляция сохранялась на высоком уровне, а размер зарплат снижался, подтверждают слова Дюннинга, приведенные в сообщении ритейлера. Покупатели продолжили снижать свои расходы, уменьшая размер покупок, сетует он. Покупатели избирательны, ищут лучшую цену, говорил ранее на этой неделе и генеральный директор «Магнита» Сергей Галицкий: «Под этим флагом пройдет весь год».