Ставка на округа

«Единая Россия» провела в пятницу и субботу первую часть своего предвыборного XV съезда. Кампания по выборам в Госдуму будет проходить на фоне экономического кризиса, поэтому снижающиеся тренды социального самочувствия россиян будут влиять на расклад сил, признавал в конце декабря 2015 г. на встрече с политтехнологами в Фонде развития гражданского общества первый замглавы кремлевской администрации Вячеслав Володин. Поэтому на съезде превалировала антикризисная повестка.
Делегаты приняли решение о ротации в генеральном и высшем советах партии, откуда исключили бывших и действующих губернаторов, известных депутатов Госдумы (см. врез), а также глав Минфина Антона Силуанова, Минобразования Дмитрия Ливанова и вице-премьера Александра Хлопонина. Силуанова и Ливанова часто критиковала сама партия, отметил секретарь генсовета Сергей Неверов. Вместо них в руководящие органы включены менее заметные партийцы – общественники, региональные чиновники. Менее значимые фигуры проще контролировать Володину, пояснил собеседник «Ведомостей» в высшем совете партии.
Председатель партии, премьер Дмитрий Медведев в своей речи объявил, что правительство продолжит сокращать госрасходы по разным направлениям, призвал чиновников «забыть о новых офисах», но пообещал не урезать социальные расходы, пусть это и «немалые затраты» для государства. В то же время он призывал однопартийцев не давать избирателям несбыточных обещаний, поскольку «Единая Россия» – «ответственная политическая сила».
Кто ушел
Съезд также утвердил решение о проведении внутрипартийных праймериз, которые состоятся 22 мая. Как пояснил «Ведомостям» собеседник, близкий к администрации президента, Кремлю нужно, с одной стороны, «понимать, как проходят праймериз, иметь объективную картинку на входе», а с другой – не допустить ухода обиженных единороссов к конкурентам. Поэтому, по его словам, для контроля за ходом праймериз будут применяться «четыре ключа»: сотрудники регионального департамента управления внутренней политики Кремля, местные администрации, партийные уполномоченные на местах и авторитетные политологи. В своем выступлении на съезде член высшего совета «Единой России» политолог Дмитрий Орлов, по его выражению, «позволил себе алармистское заявление», допустив, что межэлитные конфликты как следствие праймериз могут стать публичными «даже в четверти округов». Но, по его мнению, польза от «очищения и обновления» для партии будет намного выше.
В Кремле понимают, что результаты «Единой России» будут ниже, чем на выборах 2011 г. (тогда она получила по партспискам 49,3% голосов), об этом Володин прямо говорил накануне съезда на закрытой встрече с политтехнологами: он сказал, что 30–40% «не будут трагедией», сообщил «Ведомостям» человек, близкий к администрации президента, но в Кремле рассчитывают, что партия компенсирует эту недостачу за счет одномандатных округов, по которым предполагается провести порядка 180–190 депутатов.
Кризис скажется и число симпатизирующих партии власти рискует уменьшиться в связи со снижением доверия ко всем элементам власти, согласен замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Но в какой мере это произойдет, предсказать невозможно, потому что предыдущие выборы проходили на фоне позитивных экономических сдвигов, а «нынешняя ситуация уникальна», говорит он. Но даже в случае снижения рейтинга «Единой России» кардинальных перемен вряд ли можно ожидать, полагает социолог: «Кризис в основном затрагивает средний класс, а не традиционный электорат единороссов, к тому же у «Единой России» есть серьезный запас доверия, связанный с отсутствием доверия к кому-либо еще».
Кампания по партийным спискам будет сложной, но в отличие от одномандатных округов она «позволит партии выдохнуть», потому что в любом случае она займет первое место «со своими 30–40–50%», говорит политолог Михаил Виноградов. В связи с этим «Единая Россия», возможно, не будет перебарщивать с агитацией, ведь чем больше позиционировать себя как партия власти, тем больше антирейтинг. Вывод же из руководящих органов чиновников не приведет к рестайлингу партии, но позволит, к примеру, тому же Силуанову получить свободу маневра, автономность от «Единой России», полагает эксперт. «Таким образом единороссы выбивают козырь у других политических проектов, которые будут бравировать привлечением новых лиц. Единороссы показывают, что они тоже привлекли новых людей. Но, с другой стороны, не видно, что эти люди способны зажигать, что им удалось привести кого-то интересного», – добавляет политолог Евгений Минченко.
В подготовке статьи участвовали Елена Мухаметшина и Ольга Чуракова

