«Азбука вкуса» вырастет на среднем классе

В 2015 г. «Азбука вкуса» открыла лишь восемь магазинов против 19 новых точек годом ранее/ Е. Разумный/ Ведомости

«АВ маркет» больше по площади, чем обычный супермаркет «Азбуки вкуса», ориентирован на покупателей со средним доходом, а средний чек в нем должен быть ниже, чем в обычных супермаркетах компании. Так, «ТПС недвижимость» (в ее портфеле ТЦ на Хорошевском шоссе и на Кутузовском проспекте) в рекламе своих объектов называет «АВ маркет» якорным арендатором.

В 2016 г. «Азбука вкуса» планирует открыть три магазина «АВ маркет» в Москве, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Владимир Садовин. Средняя площадь будущих магазинов – около 2500 кв. м, они будут находиться в строящихся сейчас торговых центрах на Новой Риге («Рига молл»), Хорошевском шоссе и Кутузовском проспекте возле метро «Славянский бульвар».

Эти планы могут быть скорректированы по времени, оговаривается Садовин, – в частности, в зависимости от сроков запуска торговых центров. «Возможно, мы также будем работать над ребрендингом подмосковных магазинов, которые были куплены около полутора лет назад», – добавляет он.

Где россияне покупают еду

19% расходов домохозяйств на продукты питания делаются в супермаркетах, свидетельствуют данные обзора «Потребительский индекс Иванова» «Сбербанк CIB» за IV квартал 2015 г. Почти столько же расходуется в гипермаркетах – 20%. Основную долю трат на еду получают обычные магазины шаговой доступности – 29%.

Изначально открывать магазины нового, более демократичного формата «АВ маркет» «Азбука вкуса», развивающая одноименную сеть супермаркетов высокого ценового сегмента, собиралась именно на базе купленных в 2014 г. подмосковных магазинов Spar (общая торговая площадь восьми магазинов – около 10 100 кв. м) – в Жуковском, Раменском, Дмитрове, Воскресенске и Электростали. Но в начале 2015 г. ритейлер, открыв два первых магазина крупного формата, не стал ребрендировать купленные Spar и с тех пор не открывал новых «АВ маркетов».

В 2015 г. «Азбука вкуса», по собственным данным, открыла восемь магазинов (супермаркетов и магазинов малого формата «АВ Daily»); на начало 2016 г. компания управляла 81 супермаркетом, семью магазинами «АВ Daily», двумя «АВ маркетами» и семью магазинами Spar. По сравнению с 2014 г., когда сеть выросла на 19 точек, это существенное замедление экспансии. Финансовые результаты ритейлер пока не подводил (его финансовый год заканчивается в апреле).

«Мы планируем открывать торговые точки во всех форматах. Однако выбор формата зависит от локации и площади помещения. Несмотря на сложную ситуацию на рынке, мы заинтересованы в новых площадках», – говорит Садовин. В частности, планируется открыть несколько новых «АВ Daily» в этом году, добавляет он.

В текущей экономической ситуации развитие основного формата премиальных супермаркетов «объективно ограничено и платежеспособным спросом, и качественными локациями», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас мультиформатная модель и приоритетное развитие малого или более крупного и бюджетного формата – это возможность обеспечить рост и ответить на изменения в покупательских предпочтениях, рассуждает эксперт.

Ранее, осенью 2015 г., Столичная торговая компания, управляющая премиальными гастрономами «Глобус гурмэ», стала открывать «клубные» супермаркеты среднего ценового сегмента под брендом «Смартори» (сейчас работают два магазина в Москве).

Кроме того, сейчас стали заметны изменения к лучшему у сети «Перекресток» (наряду с «Пятерочкой» и «Каруселью» входит в X5 Retail Group), напоминает Бурмистров. X5 продолжала обновлять магазины: на конец 2015 г. более 25% «Перекрестков» работали в обновленном формате, за год был реконструирован 51 супермаркет. Выручка в сопоставимых магазинах «Перекресток» выросла за 2015 г. на 5,8% при росте среднего чека на 10,9% и сокращении покупательского потока на 4,6%.

«Это все может оказывать давление на покупательский поток и на продажи «Азбуки вкуса», – предполагает Бурмистров.