Офисы сматывают провода

Бизнес-абоненты в кризис экономят на услугах связи/ Д. АБРАМОВ/ Ведомости

В 2015 г. выручка МТС от услуг фиксированной связи снизилась на 1,5% до 61,6 млрд руб. Годом ранее, в 2014 г., она впервые сократилась на 1,2%, но тогда оператор объяснял это разовым доходом в IV квартале 2013 г.

Доходы «Мегафона» от услуг проводной связи в 2015 г. выросли на 5,6%, рассказывает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Выручка растет за счет корпоративных и государственных заказчиков, уверяет она.

Хотя доходы МТС на массовом рынке проводной связи в 2015 г. выросли на 3,1% до 29,8 млрд руб., этот рост не компенсировал снижение выручки на корпоративном рынке, в сегменте госзаказа и межоператорских услуг – на 5,4% до 31,8 млрд руб. Подробных данных по сегментам оператор не дает.

Из отчета «Ростелекома» следует, что в 2015 г. его выручка от обслуживания корпоративных клиентов снизилась на 4,9% до 54,6 млрд руб. Незначительно снизились и доходы от межоператорских услуг. Выручка госоператора от услуг для государственных заказчиков увеличилась на 4,3% до 50,9 млрд руб.

Выручка от фиксированной связи «Вымпелкома» в 2015 г. сократилась на 12% до 46 млрд руб. В IV квартале падение было более серьезным – 21% год к году, в частности из-за уменьшения доходов в корпоративном сегменте, следует из отчета компании. На бизнес корпоративных клиентов влияет экономическая ситуация в стране, которая стимулирует их оптимизировать расходы на связь, в том числе фиксированную, говорит представитель «Вымпелкома» Наталья Ташкеева. «Вымпелком» предлагает им для этого различные возможности, например пакетные предложения, объединяющие мобильную и фиксированную связь, рассказывает она.

Интернет помог телефонии

В 2015 г. доходы от корпоративной телефонной связи упали примерно на 5%, посчитал Савватин. Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных для корпоративных клиентов примерно на 4%, замечает он.

По предварительным данным iKS-Consulting, в 2015 г. выручка от услуг бизнес-связи впервые снизилась на 1,5–2% до 148 млрд руб. В 2014 г. она выросла на 1,5%, утверждает гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин. Снижение выручки он объясняет кризисом, сокращением доходов компаний и их издержек, в том числе расходов на связь.

«Ростелеком» намерен компенсировать падение доходов от фиксированной телефонии увеличением доли услуг, связанных с современными цифровыми технологиями: ШПД, облачными сервисами, промышленным интернетом, центрами обработки данных, геоинформационными технологиями и др., рассказывает представитель оператора Ирина Жаброва. В 2015 г. доля таких услуг в выручке компании составила 40%, говорит Жаброва. По ее словам, «Ростелеком» рассчитывает и на рост популярности пакетов услуг – в этом году оператор планирует начать предоставлять под собственным брендом сразу четыре услуги (так называемые 4-play): к телефонии, проводному ШПД и платному ТВ добавится мобильная связь благодаря созданию виртуального оператора на сети «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2, на 45% принадлежит «Ростелекому»).

В конце 2014 г. и первой половине 2015 г. снижение платежей корпоративных клиентов у многих компаний в Москве достигало 30%, рассказывает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Сокращался персонал, закрывались подразделения и офисы, компании искали более выгодные предложения, меняя операторов, отмечает он. Но во второй половине года ситуация стабилизировалась и доходы операторов в этом сегменте, возможно, даже несколько выросли, считает Мирзабеков.

Сейчас нельзя строго делить рынок корпоративных пользователей на сегменты, так, МТС предлагает клиентам комплексные услуги в пакетах: мобильную и фиксированную связь, телематические услуги, системную интеграцию, организацию корпоративных систем, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Хотя в 2015 г. компании экономили на услугах проводной связи, они начинали платить за другие сервисы, уверяет Солодовников.