К банкротству на метро

Компания «Авто селл», бывший подрядчик метро по продаже рекламы, подала заявление о банкротстве/ М. Стулов/ Ведомости

Компания «Авто селл», предыдущий подрядчик ГУП «Московский метрополитен» по размещению рекламы в метро, подал заявление о собственном банкротстве, следует из картотеки арбитражных дел. Заявление подано 24 марта в Московский арбитражный суд.

Компания «Авто селл», дочерняя компания автомобильного холдинга «Гема» Александра Геллера, выиграла торги на право размещать рекламу в на станциях и в вагонах московского метро в 2011 г. За это компания пообещала заплатить метрополитену более 14 млрд руб. за пять лет. Победив, компания резко подняла цены на размещение рекламы и вагоны долгое время пустовали, или в них размещали рекламу автомобилей «Гемы». В конце 2014 г. у «Авто селл» возникли сложности с выплатами метрополитену, а в апреле 2015 г. компания совсем перестала перечислять деньги по договору, в июле метро разорвало контракт с оператором. К этому моменту компания выплатила подземке около 11 млрд руб. В августе прошлого года метрополитен подал в суд на оператора, потребовав возместить задолженность в размере 728,693 млн руб. и 396,75 млн руб. пеней. Суд удовлетворил иск метрополитена, «Авто селл» подала апелляцию, но суд ее не удовлетворил.

Компания «Авто селл» была стопроцентной дочкой «Гемы», но в октябре 2015 г. компания сменила собственника, следует из данных «Спарк-интерфакса». Теперь всеми акциями компании владеет Олег Гореликов. Связан ли Гореликов с «Гемой», неизвестно – сама компания это не комментирует. Ранее несколько участников рынка говорили «Ведомостям», что компания привлекала кредиты для того, чтобы расплачиваться с метрополитеном. Финансовые показатели компании в «Спарке» не раскрываются.

После разрыва контракта с «Авто селл», вагоны в метро пустовали, но представители метрополитена еще тогда говорили, что рассчитывают найти нового партнера. В конце января этого года метрополитен объявил конкурс на поиск рекламного подрядчика. Начальная цена лота составила 17,9 млрд руб. в течение 10 лет. На этот раз на право размещать рекламу в столичной подземке претендовали четыре компании: «Лайса диджитал», которая на 50% принадлежит рекламной группе «Лайса», «Экспо медиа» (аффилирована с Russ Outdoor), а также компании «Импульс» и «АВМ+», связанные все с той же «Гемой».

Впрочем, нового подрядчика для продажи рекламы метрополитену найти так и не удалось. Тендерный комитет при рассмотрении заявок оставил одного претендента — связанную с Russ Outdoor компанию. Заявки остальных трех участников были отклонены из-за технических ошибок в поданных ими документах. Торги были признаны несостоявшимися, а метрополитен принял решение заключить договор с Russ Outdoor. Но «Лайсе диджитал» удалось оспорить это решение — компания пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на действия метрополитена, отклонившего ее заявку, и служба выдала Московскому метрополитену предписание об отмене протокола рассмотрения заявок и запретила заключать договор с Russ Outdoor.

Но и добиться возврата долга от «Авто селл» метрополитену будет сложно, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы. Для взыскания денег с компании-банкрота нужно будет добиваться включения своего требования в реестр и участвовать в процедуре банкротства, которое может растянуться на несколько лет, сказал партнер Herbert smith freehills Алексей Панич. В среднем, в процессе банкротства кредиторы получают выплаты в размере 2-5 % от суммы своих требований, говорит он. В том случае, если производство о банкротстве будет открыто и введено наблюдение, то все начатые дела по взысканию средств будут прекращены, а требования будут рассмотрены в деле о банкротстве, добавила старший юрист Адвокатского бюро А2 Екатерина Ильина.

Представители метрополитена и «Авто селл» не ответили на звонки и запросы «Ведомостей».