Gorod Project: Задний ход

Электрический транспорт предпочтителен для всех категорий пользователей, за исключением водителей частных автомобилей/ Д. Абрамов/ Ведомости

Мэрия Москвы собирается заменить троллейбусы в центре города на дизельные автобусы. Замена троллейбусов и трамваев на дизельный транспорт – это повторение тех ошибок, которые европейские и американские города совершили в середине прошлого века.

Уже в 2016 г. мэрия Москвы планирует прекратить троллейбусное движение по центральным улицам: список улиц включает Тверскую, где троллейбус ходит с 1933 г., а также Новый Арбат, Бульварное кольцо и др. Это решение московских властей выглядит неразумно и противоречит ранее заявленной стратегии приоритетного развития общественного транспорта.

Электрический транспорт предпочтителен для всех категорий пользователей, за исключением водителей частных автомобилей. Сравнивая характеристики троллейбуса и автобуса, мы получим:

– более быстрый и плавный разгон и торможение;

– троллейбус намного тише;

– он не дает выхлопов на улицах и остановках, где концентрируются пассажиры;

– троллейбус дешевле в эксплуатации, особенно при уже построенной инфраструктуре;

– троллейбус служит на 50–80% дольше автобуса;

Единственный минус троллейбусов – они могут стать причиной пробки, если токосниматель срывается с контактной сети. Это становится серьезной проблемой, если проводная система недостаточно хорошо обслуживается.

Троллейбусы критикуют за внешний вид проводной сети. К этому аспекту следует правильно отнестись. Москва и Санкт-Петербург стали известны всему миру как красивые города с широкими бульварами, силуэтами храмов, реками и мостами. Линии трамваев и провода троллейбусов отражали то, что в этих городах создана масштабная транспортная система, что в них заботятся об экологии и качестве жизни горожан. В последние 10 лет, однако, эти прекрасные города стали хронически перегружены транспортом – миллионы машин зачастую стоят или ползут по улицам и бульварам. Являются ли троллейбусные и трамвайные провода, которые даже не упоминались многие десятилетия, большей проблемой, чем миллионы застрявших в пробках машин, шумящих, загрязняющих воздух и представляющих опасность для пешеходов?

Крупные электрические транспортные системы, которые есть в Москве, – электрички, метро, трамваи и троллейбусы – представляют собой прекрасный актив. Переход от электричества к дизелю, например от троллейбусов к дизельным автобусам, очевидно, является шагом назад, поскольку пассажиры, эксплуатирующая компания («Мосгортранс») и местные жители предпочитают троллейбусы. Устранение троллейбусов выгодно только водителям автомашин.

Это приведет к процессам, аналогичным тем, что шли в США в 1930–1960-х гг.: трамвай и троллейбус были объявлены «негибкими» и усиленно заменялись дизельными автобусами. Это привело к большому сокращению пассажиропотока (в некоторых случаях до 50%) – и, соответственно, к еще большим пробкам. Сегодня эти действия признаны градостроительной ошибкой – многие города восстанавливают свои системы электротранспорта.

Города, которые последовательно улучшали свой общественный транспорт, такие как Сингапур, Сан-Франциско, Мюнхен и Цюрих, использовали для своих основных артерий не «гибкие» автобусы, но стабильный, фиксированный электрический транспорт, который привлекает больше пассажиров и ведет к улучшенному городскому планированию и проектированию.

За последний месяц аргументация причин отказа от троллейбуса неоднократно менялась. Сначала шла речь о замене их на электробусы – автобусы на электрических батареях, заряжающихся ночью в депо. То есть на другой, не менее чистый транспорт. Однако испытания электробуса ЛИАЗ, проведенные в 2015 г., показали, что он выдерживает лишь 30 км пробега с пассажирами. Эта технология, как сейчас признает директор «Мосгортранса» Евгений Михайлов, еще разрабатывается и готовых к эксплуатации в нашем климате электробусов в серийном производстве не существует.

Затем вице-мэр Максим Ликсутов сообщил, что троллейбусная сеть очень старая и ее необходимо демонтировать из-за больших энергопотерь, а из-за низкой мощности электрических подстанций невозможно выпустить на маршрут достаточное количество троллейбусов.

Эти аргументы опровергли сотрудники «Мосгортранса», которые (редчайший для России случай) выпустили открытое письмо к мэру Москвы. В письме говорится, что контактная сеть на центральных улицах была недавно модернизирована, контактный провод и спецчасти системы на центральных улицах новые, энергопотерь, о которых говорит Ликсутов, нет. Сотрудники выражают удивление тем фактом, что демонтажу подлежит только что купленное и установленное оборудование.

Подстанции, по словам сотрудников «Мосгортранса», проектировались еще в советское время и были рассчитаны на значительно большую загрузку, сейчас без дополнительных затрат можно увеличить выпуск троллейбусов в 2–3 раза.

Демонтаж электрического транспорта в центре города – это большой шаг назад для транспортной системы Москвы. Москве следует сохранять и развивать троллейбусную систему, которая является крупнейшей в мире и представляет собой важнейший транспортный актив города.

Авторы – профессор городского и регионального планирования Пенсильванского университета, США; московский муниципальный депутат