ЦБ страдают в минусе

Председатель совета директоров UBS и бывший председатель Бундесбанка Аксель Вебер считает, что центробанкам надо начинать отказываться от политики отрицательных процентных ставок/ Е. Разумный/ Ведомости

Центробанки Европы и Японии достигли предела возможностей денежного стимулирования, заявил председатель совета директоров UBS и бывший председатель Бундесбанка ФРГ Аксель Вебер. Возможно, издержки и побочные эффекты перевешивают чистые выгоды от дальнейшего смягчения политики, заявил он на саммите МВФ и Всемирного банка. Отрицательные процентные ставки «возможны лишь в течение очень короткого времени и на очень близких к нулю» уровнях, уверен Вебер.

Дискуссия о необходимости и возможности продолжения ультрамягкой денежной политики обострилась в последние недели, после того как в марте ЕЦБ решил еще сильнее снизить ставки, увеличить программу выкупа облигаций и доплачивать банкам за выдаваемые им четырехлетние кредиты, если те будут выполнять условия по кредитованию реальной экономики (эта программа должна заработать в июне). Руководители ЕЦБ, включая президента Марио Драги, заявляли, что готовы при необходимости ввести дополнительные стимулы, включая еще большее снижение ставок (например, ставка по депозитам коммерческих банков в ЕЦБ и так составляет -0,4%).

Финансовая система не была создана для того, чтобы в ней действовали отрицательные ставки, такая политика, если ее проводить долгое время, «может существенно изменить поведение потребителей и вкладчиков», считает Вебер. Сейчас отрицательные ставки действуют у шести европейских и японского центробанков. Все сильнее проявляются непредвиденные побочные эффекты. Например, выросли курсы как иены, так и евро, хотя ЦБ этих регионов все сильнее смягчают денежную политику, а ФРС США ее понемногу ужесточает.