Зюзин потерял 12,34% «Мечела»

Зюзин потерял 12,34% «Мечела»
Зюзин потерял 12,34% «Мечела» / Е. Разумный / Ведомости

В октябре 2013 г. и феврале 2014 г. «Мечел» резко подешевел – акции компании в моменте падали на Московской бирже и NYSE на 43%. Тогда ЦБ начал расследование о манипулировании рынком. Прошлым летом ЦБ обвинил UFS Capital в том, что она ненадлежащим образом исполняла обязанности депозитария. Компания продавала акции «Мечела» по сделкам репо Сбербанку, Газпромбанку и Альфа-банку, говорит трейдер, работавший тогда с бумагами «Мечела». Когда капитализация «Мечела» снизилась, UFS Capital не смогла довнести обеспечение, отмечает он. ЦБ отозвал лицензию у UFS Capital, говорилось в документах регулятора.

Суммарная доля акционеров «Мечела» Игоря Зюзина и его семьи снизилась на 12,34% до 55,04%, следует из раскрытия акционера на сайте Комиссии по ценным бумагам (SEC). До начала 2016 г. Зюзин владел 0,05% акций «Мечела» напрямую, 51,15% – через компании Calridge, Bellasis и Armolink. Его семье через российский «Метхол» принадлежало 16,22% «Мечела».

Теперь Зюзину принадлежит 36,34% «Мечела», из которых 21,54% – напрямую, а остальной пакет – через компанию Calridge. Его жена Ирина вместе с детьми владеют «Мечелом» через «Метхол» – 18,70%. Таким образом, как минимум 40,24% «Мечела» теперь переведено в российскую юрисдикцию.

Из сообщения Зюзина на SEC следует, что доля контролирующего акционера снизилась в связи с тем, что часть акций «Мечела» хранилась в депозитарии компании UFS Financing. Calridge в разное время заключала с ней сделки и закладывала ей до 15,9% обыкновенных акций «Мечела», признается в раскрытии Зюзин. В 2013 г. компания заключила договор с UFS Capital и заложила 12,34% акций «Мечела», которые UFS Capital положила на свой депозитарий. По договору Calridge сохраняла за собой право голосовать этими акциями.

После расследования в 2014 г. выяснилось, что Calridge больше не владеет 12,34% акций «Мечела», в июле 2014 г. компания подала в суд на UFS Investments и UFS Capital, чтобы вернуть акции компании.

Представитель «Мечела» отказался от комментариев, а источник в окружении Зюзина отметил, что Calridge формально остается владельцем спорного пакета – бизнесмен старается вернуть контроль над акциями. Если в суде Зюзин и его семья докажут, что акции перешли к другим владельцам незаконно и по вине UFS, то Calridge сможет взыскать с нее убытки, оценивает старший юрист BMS Law Firm Денис Фролов. «Но компании нужно еще вернуть и акции, а это сложно, так как бумаги в депозитарии обезличенные и могли с 2014 г. несколько раз сменить владельца», – отмечает юрист.

Будут ли банки пересматривать договоренности с «Мечелом» по реструктуризации в связи с сокращением доли Зюзина, представители кредиторов (Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка) не говорят. Смены контроля не произошло (супруга и дети – аффилированные лица), так что ковенанты по кредитам компания не нарушила, отмечает Фролов. Представитель UFS Capital на вопросы не ответил.