Ликвидация вместо регистрации

Незарегистрированная Партия прогресса Алексея Навального обжаловала в Конституционном суде ряд норм закона «О политических партиях»

Незарегистрированная Партия прогресса Алексея Навального обжаловала в Конституционном суде ряд норм закона «О политических партиях». Кроме того, Навальный направил президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву и председателю Центризбиркома Элле Памфиловой письма, в которых требует разрешить Партии прогресса участвовать в выборах (см. врез).

В жалобе говорится, что положения статьи 15 закона о партиях позволяют Минюсту без решения суда, по сути, ликвидировать партию. Ведь согласно пунктам 4, 6 и 7 этой статьи регистрирующий орган может во внесудебном порядке исключить партию, имеющую зарегистрированные отделения более чем в половине субъектов, из ЕГРЮЛ и ограничить ее право на участие в выборах, в том числе при наличии незавершенного судебного разбирательства о признании незаконным отказа в регистрации регионального отделения.

Самая популярная

Партия прогресса является, по опросам, самой популярной политической силой у тех людей, благодаря действиям которых в 2011–2012 гг. было изменено законодательство о партиях, пишет Навальный.

Партию прогресса в мае 2015 г. исключили из ЕГРЮЛ, поскольку, по версии Минюста, она не успела зарегистрировать нужное количество региональных отделений в шестимесячный срок. Авторы жалобы считают, что Минюст ограничительно толкует закон, где говорится о продлении этого срока в случае приостановления регистрации или обжалования отказа в суде. «Минюст толкует эту норму так, что если есть приостановление по какому-то региону, то шестимесячный срок продлевается только для него, а не для всех региональных отделений. Но буквальное толкование не говорит, что срок продлевается для одного отделения, что подтверждали и региональные управления Мин­юста, которые продолжали нас регистрировать вплоть до конца 2014 г.», – объясняет юрист партии Иван Жданов. Также в жалобе сказано, что партия может быть ликвидирована лишь по решению ее руководящего органа или Верховного суда, но статья 15 позволяет исключить ее из ЕГРЮЛ (что аналогично ликвидации) решением органа исполнительной власти, чем нивелируется право на судебную защиту.

Вопрос о регистрации партий в России решается не на правовом уровне, считает юрист Вадим Прохоров: «Обращаться в Конституционный суд я особо не вижу смысла, поскольку он политизировался в сторону поддержки любых шагов действующей власти. Он может поправить какие-то взыскания, но по подобному делу даже при наличии правовых оснований решение, идущее вразрез с установкой администрации президента, он принимать не будет». По мнению Прохорова, насчет ограничительной трактовки закона Минюстом юристы Навального правы: «Регистрация партии, по сути, должна носить уведомительный характер, как это следует из Конституции. В свое время нам отказали в регистрации партии «Народ за демократию и справедливость» на том основании, что у одного из множества членов партии годом рождения ошибочно был указан 1054-й».

Навальный получит формальный ответ, который использует в случае разворачивания кампании по делегитимации итогов выборов, допускает политолог Михаил Виноградов: «В последние пару месяцев он показывал, что у него настрой именно на делегитимацию, в которой власти не заинтересованы. Навальный предъявляет себя в качестве жертвы, заявив о Партии прогресса в момент назначения выборов, тем более что аргументация отказа в регистрации звучала не слишком внятно».