«Эр-телеком» дорос до убытка

Работающий под брендом «Дом.ру» «Эр-телеком» только два года показывал чистую прибыль/ М. Стулов/ Ведомости

По итогам первого полугодия 2016 г. чистый убыток «Эр-телеком холдинга» по российским стандартам отчетности составил 21,7 млн руб. против чистой прибыли в 325,8 млн руб. годом ранее, следует из отчета компании. При этом выручка компании выросла год к году на 5% до 9,44 млрд руб.

Компания объясняет в отчете убыток ростом операционных затрат в первой половине 2016 г. Затраты выросли, в частности, благодаря проектам по увеличению базы частных и корпоративных абонентов «Эр-телекома», изменениям в структуре корпоративного управления и увеличению амортизации из-за быстрого роста компании в 2014–2015 гг., говорится в отчете.

На прибыль «Эр-телеком» вышел в 2013 г. – она составила (по МСФО) 537 млн руб. Показатель за предыдущие годы «Эр-телеком» не раскрывал, но его гендиректор Андрей Семериков тогда рассказывал, что чистую прибыль оператор получил впервые с 2009 г.

Приобретения «Эр-телекома»

2 млрд руб. – чуть более такой суммы инвестировал «Эр-телеком» в покупку оператора «Престиж-интернет» («Энфорта»), следует из отчета компании. Еще почти 1,3 млрд руб. было потрачено на покупку петербургского провайдера «Перспектива» (InterZet)

Компания сейчас находится в активной инвестиционной фазе, объясняет Семериков. По его словам, дополнительные инвестиции предусмотрены новой стратегией развития компании до 2024 г., принятой в 2014 г. В частности, она предусматривает двукратный рост бизнеса за пять лет как за счет вывода на рынок новых продуктов и услуг, так и сделок слияния и поглощения (см. врез), а также расширения сегмента услуг для корпоративных клиентов, рассказывает он.

Из отчета «Эр-телекома» следует, что его выручка от услуг широкополосного доступа (ШПД) в первом полугодии 2016 г. год к году выросла примерно на 1,2% до 5,52 млрд руб., выручка от услуг кабельного ТВ снизилась на 20% до 1,2 млрд руб. Зато на 39% до 1,77 млрд руб. выросла выручка от интерактивного ТВ.

По данным «ТМТ консалтинга», во II квартале 2016 г. «Эр-телеком» занимал 2-е место в России по количеству подписчиков ШПД, но их число стабильно – 2,84 млн, как и годом ранее. На 1-м месте «Ростелеком», обслуживающий чуть менее 11,3 млн подписчиков. На рынке платного телевидения «Эр-телеком» – четвертый по количеству абонентов. В его базе на конец июня 2016 г. было 2,57 млн подписчиков платного ТВ. За год их число выросло на 11,6% – это самые высокие темпы роста среди российских операторов.

Период экстенсивного роста «Эр-телекома» действительно закончился около трех лет назад – сейчас, чтобы поддерживать темпы роста, компания приобретает региональных операторов, что могло повлиять на расходы, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Также «Эр-телеком» пытается осваивать новые бизнес-направления, например пробуя себя в роли виртуального сотового оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), отмечает он. Это будет хорошим дополнением к текущему бизнесу компании, однако вряд ли оператор станет заметным игроком мобильного рынка, ведь «Эр-телеком» не располагает ни такой сетью продаж, как федеральные сотовые компании, ни сопоставимыми возможностями рекламного и маркетингового продвижения, считает Анкилов. Абонентская база «Эр-телекома» составляет лишь немногим более 1% от всех российских сотовых абонентов, так что вряд ли MVNO-проект повторит успех компании на рынке ШПД и платного ТВ, считает он.

На насыщенном российском рынке рост расходов операторов сейчас во многом связан с привлечением и удержанием абонентов, отмечает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Растут расходы на рекламу и маркетинг, на проведение акций, в ходе которых раздается оборудование, подорожавшее из-за кризиса в 2 раза, перечисляет он. В какой-то степени сократить эти расходы позволяет покупка компаний, которой занимается сейчас «Эр-телеком», но список привлекательных активов не бесконечен, замечает Мирзабеков.