Отпуск Вячеслава Володина плохо сказывается на работе его подчиненных

В управлении внутренней политики Кремля ждут, чем закончатся выборы
До окончания выборов за политику в Кремле отвечает начальник УВП Татьяна Воронова/ PhotoXPress

Накануне выборов в Госдуму работа управления внутренней политики (УВП) президента, курируемого первым замруководителя администрации Вячеславом Володиным, фактически замерла, рассказали «Ведомостям» близкий к Кремлю собеседник, два бывших федеральных чиновника, собеседники в Госдуме и человек, близкий к руководству одного из регионов. Володин, возглавляющий региональную группу списка «Единой России», недавно ушел в предвыборный отпуск, и пока не ясно, вернется ли он в администрацию (ему прочат пост председателя новой Думы).

Привычка свыше

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин спокойно относится к слухам о его уходе с этого поста. «Мне казалось, всем давно привыкнуть нужно было бы ко всякого рода домыслам, слухам, разговорам, сплетням, связанным с назначением, переназначением», – цитирует его «РИА Новости».

В отсутствие Володина УВП временно курирует новый замруководителя администрации Владимир Островенко, но его роль ограничивается работой с документами, отмечают собеседники в Кремле. Основные распорядительные функции должны были остаться у начальника УВП Татьяны Вороновой, однако, как утверждают собеседники, многие важные направления деятельности УВП просто заморожены, а принятие некоторых решений, касающихся периода после 18 сентября, отложено до окончания выборов. Текущие задачи Вороновой в основном сводятся к курированию территорий, а работа со СМИ, Думой и партиями отданы на откуп ее заместителям. При этом все более весомую часть функционала УВП забирает «на аутсорсинг» фонд ИСЭПИ во главе с Дмитрием Бадовским. В частности, он замкнул на себя работу с «новыми лицами», социологами, экспертами и подготовку ключевых речей для Володина, знают два собеседника.

Воронова непросто выстраивает отношения с людьми, следствием чего стали «конфликты по всем азимутам», говорит бывший федеральный чиновник. Несколько депутатов вспоминают, как им порой приходилось вместе с губернаторами часами сидеть в приемной главы УВП. «Неэффективно и неуважительно относиться так ко времени губернаторов и других чиновников», – вторит им человек, близкий к руководителю одного из регионов. Самыми громкими проколами Вороновой собеседники «Ведомостей» считают прошлогодние выборы в родной для нее Иркутской области, где губернатор-единоросс проиграл представителю КПРФ, и недавний скандал с Партией пенсионеров, часть кандидатов которой пришлось снимать с выборов решениями ЦИК и Верховного суда. Но оргвыводов ни в отношении Вороновой, ни в отношении курирующего парламентские партии замначальника УВП Тимура Прокопенко сделано не было: дело ограничилось увольнением директора департамента УВП Марины Чекуновой. Володин знает плюсы и минусы своих сотрудников и Воронова полностью его устраивает, соглашаются все собеседники.

Некоторые провалы связаны с организационными изменениями после прихода Володина в Кремль в конце 2011 г., считают собеседники «Ведомостей». Так, существенно изменился функционал работы кураторов регионов. При предшественнике Володина Владиславе Суркове от них требовали плотного контакта с губернаторами, транслирования им месседжей от УВП и подготовки вариантов решений для руководства. Теперь же «регионы все скрывают от кураторов, так как боятся получить по балде от Володина», говорит собеседник, близкий к руководству одного из регионов. «Кураторам территорий теперь вообще запрещено встречаться с губернаторами», – добавляет собеседник в Думе. Кураторам порезали бюджеты на командировки и если раньше их в регионах боялись, то теперь часто «вытирают ноги», знает бывший федеральный чиновник. Внутриполитическую повестку определяют люди в погонах и именно они получают ключевые назначения, а не те, кого пестовали в УВП, подчеркивает еще один бывший чиновник.

В УВП на просьбу «Ведомостей» о комментарии не ответили.

В целом «володинский блок» работает очень эффективно, возражает политолог Сергей Марков: достигнут высокий уровень поддержки власти, большой поддержкой пользуется ОНФ, произошла политическая минимизация «болотной коалиции». Да, у них другой стиль работы по сравнению с Сурковым – УВП не вмешивается в работу всех партий, отказалось от плотного контроля, но это как раз было бы контрпродуктивно, уверен эксперт. А как распределяется политический вес внутри этих структур, это уже нюансы, резюмирует Марков.