Восход Марса

Участники «Финансового форума России», живо обсуждали ситуацию, из которой пока не видно выхода. Венера на полотне Ботичелли, олицетворяющая экономических агентов, никак не может дождаться пробуждения Марса/ А. Гордеев/ Ведомости

Откат в глобализации инициирован прежде всего развитыми странами, которые двигались слишком быстро, сказал Егор Сусин, главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. Посткризисное замедление мировой экономики не удалось «решить» монетарными стимулами, а «правительства спали». Нынешний год стал годом осознания того, что только действиями центробанков экономику не вытащить из стагнации. Некоторое торможение, остановка, сумбур, наблюдающиеся в развитых странах, – это, полагает он, шанс для развивающихся стран сократить разрыв, ускориться. Через 3–5 лет такого развития процессы глобализации могут снова активизироваться, надеется Сусин.

Сегодняшняя реальность – это закат Меркурия и восход Марса, т. е. разворот тренда последних 10–20 лет. Так описал ситуацию главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик на Финансовом форуме «Ведомостей»: «Сегодняшний мир – мир большей дивергенции и фрагментации вместо конвергенции и интеграции». Это отражается в Brexit, росте протекционизма, популизма. Воздействие на мировую экономику новой геополитики, значимым фактором которой стало недовольство населения политическими элитами и имущественным расслоением, заключается в учащении внешних шоков, отметил он: «Но если в Америке и Европе мы видели откат в плане глобализации, то в Азии этот процесс даже ускоряется».

Экономически усилившийся Китай бросает вызов гегемонии США, после фактической смерти ТТП в результате избрания Дональда Трампа Китай предложил другим азиатским странам партнерство уже с ним, указал Александр Лосев, генеральный директор УК «Спутник – управление капиталом». Противодействуя Китаю, США тоже хотели создать Трансатлантическое инвестиционное и торговое партнерство, но и ему, видимо, не суждено состояться. Подъем Китая и противостояние ему США ставят под угрозу существование основанной на долларах мировой финансовой системы, сказал Лосев.

Деньги в неволе не работают

Деньги нужно не распределять, а привлекать: чтобы они работали на будущее, а не на сохранение прошлого, сказал на форуме руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Нужно сделать так, чтобы «деньги не боялись приходить», «не боялись попасть в чужие руки», потерять свою стоимость. Для этого нужна серьезная макроэкономическая политика и устранение барьеров на пути капиталов.

Победа Трампа оказалась очередным «черным лебедем» вслед за Brexit, отметил Алексей Голубович, управляющий директор Arbat Capital. Итог итальянского референдума в начале декабря может спровоцировать начало процесса выхода Италии из ЕС, растет вероятность девальвации валюты Саудовской Аравии, огромные запасы нефти в мире нивелируют любые договоренности ОПЕК по сокращению добычи и приведут к очередному падению цен на нефть, перечислил Голубович новые возможные шоки.

На наблюдаемые тенденции в экономике сильно влияет демография, отметила гендиректор АКРА Екатерина Трофимова. В частности, рост сбережений в долгосрочной перспективе ведет к снижению реальных процентных ставок. В России, наоборот, хотя население тоже стареет, реальные ставки растут, что становится серьезным бременем для производства: если сбережения растут «под матрацем», это не оказывает понижательного давления на реальные ставки.

На смену природным ресурсам приходят умные материалы (биотехнологии), инфраструктура сменяется облаком, люди потребляют новые технологии с огромной скоростью, перечислил Арташес Сивков, исполнительный вице-президент «Вымпелкома»: это меняет и приоритеты бизнеса. Новые секреты успеха – простота коммуникаций, быстрые инвестиции, трансотраслевые решения (например, банк, технологии, вызов такси в одном приложении). «Развитие IT-индустрии необходимо не само по себе, а для комфортного перехода на новую, цифровую модель экономики, – сделал вывод Сивков. – На низовом уровне, уровне формирования потребительского поведения, мы можем выиграть важную битву за экономику».